Рассеянность
9 января 2020

Общие сведения

Под вниманием понимают сосредоточенность сознания человека на объекте или каком-либо явлении. Благодаря вниманию отбирается самая важная информация для человека и игнорируется прочая. Внимание — это высшая мозговая функция и относится к когнитивным симптомам, в которые, кроме этого, включают память, восприятие, аналитические способности, двигательные навыки и речь.

Недостаток внимания влечет нарушение его концентрации и у больного возникает рассеянность — неспособность сосредоточиться. Нарушение внимания является важным симптомом патологического состояния, которое всегда отмечается при психопатологических синдромах. Однако расстройство внимания может возникать и при общих заболеваниях — астенический синдром, атеросклероз, артериальная гипертензия, дисциркуляторная энцефалопатия (другой термин — хроническая сосудисто-мозговая недостаточность), сахарный диабет, гипотиреоз и прочее. Многообразие причин этой патологии вызывает необходимость разного подхода к его коррекции.

Патогенез

Расстройство внимания при гиперактивности у детей имеет нейробиологическую природу и связано с задержкой развития мозговых структур, которые обеспечивают процессы торможения и самоконтроля. В формировании расстройств имеют значение биологические факторы (наследственность, органическое повреждение мозга) и внутрисемейные психологические факторы. Биологические факторы имеют значение в нарушении высших психических функций, поскольку влияют на согласованное функцию всех структур (кора — базальные ганглии — таламус – кора мозжечка), которые обеспечивают контроль внимания и поведение. Основная же роль отводится нейромедиаторным системам мозга и медиаторам — дофамин, норадреналин и серотонин. Дисфункция этих нейромедиаторных систем обусловлена многими генами, поэтому это – полигенное заболевание.

В основе патогенеза гиперактивности с расстройством внимания лежат нарушения ретикулярной формации, которая обрабатывает поступающую информацию, поддерживает внимание и координирует процесс обучения и памяти. Невозможность правильной обработки информации головным мозгом ребенка приводит к тому, что звуковые, эмоциональные и зрительные стимулы становятся избыточными и вызывают беспокойство и агрессивность. При этом возможна незрелость функций лобных долей (префронтальной области) и нарушение их связи с подкорковыми ядрами, что отражается на внимании, оперативной памяти, контроле поведения, способности к переключению. Также имеет место снижение кровообращения и низкая активность нейронов в префронтальной зоне головного мозга, поэтому развивается поведение «лобных больных»: нарушение внимания, трудности планирования своей деятельности и ее организации. В патогенезе рассеянности внимания в пожилом возрасте ведущую роль играет снижение кровоснабжения мозга в связи с атеросклерозом и возрастные дегенеративные изменения головного мозга.

Классификация

Различают следующие виды расстройств внимания:

  • Апрозексия — выпадение (выключение), полное отсутствие интереса к окружающему и происходящему.
  • Гипопрозексия — ослабление внимания, невозможность в течение длительного времени сосредоточиться на чем-либо.
  • Гиперметаморфоз — выраженная степень отвлекаемости или повышенная отвлекаемость. У больного теряется возможность активного сосредоточения, а чрезмерная подвижность внимания приводит к тому, что оно распыляется, переводится на любой предмет, постоянно перескакивая на случайные раздражители.
  • Застреваемость — патологическая фиксация (прикованность, прилипчивость) внимания. Отмечается тугоподвижность внимания и больной трудно переключается на другие предметы и действия. Повышенная застреваемость внимания бывает при патологической рефлексии и ипохондрической фиксации. При ипохондрической фиксации внимания больного полностью сосредоточено на самочувствии, вопросах здоровья, его болезненных ощущениях. Все, кроме его здоровья теряет смысл. При патологической рефлексии внимание полностью поглощается размышлениями о поступках, отношениях с людьми, самоанализом. Больной скрупулёзно ведет дневник, описывая переживания и рассуждения.
  • Инертность — малая подвижность внимания, при которой отсутствует возможность быстрое и своевременное переключение его.
  • Истощаемость проявляется в неспособности длительно сосредоточить внимание на определенном объекте. Чрезмерная истощаемость развивается на фоне астенизации и повышенной утомляемости. Больные после непродолжительной работы в высоком темпе испытывают усталость, сонливость, непоседливость, повышенная отвлекаемость и полностью теряется интерес к работе или занятию. Возникает потребность в отдыхе.
  • Слабая распределяемость внимания связана с ограничением его объема — больной не в состоянии одновременно выполнять несколько дел, а сосредотачивается только на значимом для него объекте или деле.

Апрозексия характеризуется выключением произвольного и непроизвольного внимания, его невозможно пробудить никакими поощрениями. Некоторыми авторами используется термин «паралич внимания». Наблюдается при многих психических расстройствах, таких как депрессия, мания. Апрозексия связана с абулией (патологическое отсутствие воли) и апатией (безразличие, безучастность). Ничто из окружающего не привлекает внимания больного и не вызывает интереса, каких-либо опасений или настороженности. Он не может заставить себя и не пытается сосредоточиться на чем-либо и активизировать внимание.

Гипопрозексия включает следующие расстройства внимания:

  • Сужение объема — состояние при котором снижаются способности удерживать определенное количество впечатлений. Стоит отвлечься при разговоре на подробности, пациент забывает главную мысль. Идя в другую комнату за предметом, он забывает, за чем пошел. Собираясь в поездку, обязательно что-то важное забудет.
  • Тугоподвижность — неспособностью к быстрому переключению внимания. Таким пациентам для того, чтобы сменить занятие, нужно много времени. Включившись в одну тему разговора, он не может быстро переключиться другую и «топчется», обсуждая первую тему, в нужный момент не может прервать диалог. Прилипчивость внимания называется акайрия (отсутствие меры). Больные с акайрией по нескольку раз задают один вопрос. Акайрия является признаком общей психической ригидности.
  • Слабая способность распределять внимание, о которой указывалось. Недостаточная распределяемость встречается и у здоровых людей. Некоторые студенты не могут одновременно записывать и слушать лектора — они или слушают, или записывают текст.
  • Снижение наблюдательности. Оно может быть обусловлено: аффективными нарушениями, нарушениями интеллекта или поглощенностью внимания чем-то другим.
  • Флуктуация (колебания) внимания. Возникает периодическое кратковременное изменение внимания — непроизвольное усиление или ослабление его, что связано с изменением возбудимости отдельных участков коры полушарий. Читая, пациент местами хорошо воспринимает информацию, а местами читает, не вникая в смысл (механически), потом перечитывает текст заново, из-за непонимания.

Для астенических состояний характерна истощаемость и повышенная отвлекаемость. Значительное сужение объема, инертность и тугоподвижность выявляется при нарушениях психики. Гиперметаморфоз возникает на высоте маниакального возбуждения, а ипохондрическая фиксация является признаком ипохондрического синдрома. У больных шизофренией очень выражена рассеянность по мелочам — во время серьезных бесед с врачом больной вертит пуговицы, чистит ногти, разглядывает пятна на стене, рассматривает обувь, выдергивает из одежды нитки и занимается прочими делами, не вникая в разговор. Для биполярных расстройств в стадии мании характерна рассеянность и затруднение концентрации.

У пожилых лиц формируется обширный спектр когнитивных нарушений — это может быть легкое ослабление внимания и тяжелая форма, выражающаяся в деменции. Но больных с деменцией, ввиду снижения критики, не беспокоит ухудшение памяти, а здорового человека беспокоит то, что с возрастом ухудшается память, труднее концентрировать внимание, а из-за этого снижается трудоспособность. Для начальных возрастных проявлений характерны: плохая память, рассеянность, забывчивость, тревожность, замедление психомоторных функций. Это все связано с естественными процессами старения. Для пожилых плохая память является нормой, поэтому применяются термины «возрастное нарушение памяти», «старческая забывчивость», «возрастная когнитивная дисфункция».

При умеренных когнитивных расстройствах снижаются интеллектуальные функции и память, появляется рассеянность, трудности концентрации, замедленность умственной деятельности, затруднения при произведении расчетов и подборе слов, но они не достигают степени утраты бытовых навыков и у пациентов не констатируется наличие деменции. Кроме снижения когнитивных функций с возрастом может затрагиваться и эмоциональная сфера — появляется внутреннее напряжение, тревожность, снижение настроения и страхи.

Жалобы на ухудшение внимания и рассеянность характерны для больных с синдромом хронической усталости, которым страдают лица трудоспособного возраста. Вторичные астении являются проявлением различных заболеваний (гематологических, инфекционных, онкологических, эндокринных, соединительнотканных, неврологических, психических) или следствием воздействия факторов (профессиональные вредности или прием медикаментов).

Дисциркуляторная энцефалопатия может регистрироваться в любом возрасте и является результатом прогрессирующей недостаточности кровообращения головного мозга, которая приводит к появлению мелкоочаговых некрозов в мозговой ткани, а это обусловливает расстройство функций мозга. Выделяют несколько стадий дисциркуляторной энцефалопатии. Для I стадии характерны: утомляемость, рассеянность, снижение памяти, несистемные головокружения, плохой сон. На глазном дне выявляют начальные стадии атеросклеротической или гипертонической ангиопатии. Во II стадии прогрессирует ухудшение памяти, изменяется личность, снижается работоспособность. В III стадии хроническая сосудисто-мозговая недостаточность настолько резко выражена, что у больного возникают нарушения вплоть до деменции.

Причины

Причиной рассеянности и ухудшения памяти являются:

  • Травма головного мозга.
  • Астенический синдром.
  • Сосудистые расстройства.
  • Аффективные расстройства психики (депрессия, биполярные расстройства).
  • Стресс.
  • Умственная отсталость.
  • Инсульт.
  • Плохое зрение.
  • Плохой слух.
  • Ожирение.
  • Сахарный диабет.
  • Метаболические расстройства.
  • Деменция.
  • Злоупотребление алкоголем.
  • ВИЧ-инфицирование.
  • Рассеянный склероз.
  • Заболевания печени с печеночной энцефалопатией.
  • Инфекционные процессы, особенно менингококковая.
  • Неопластические процессы.
  • Болезнь Паркинсона.
  • Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания.

Симптомы

Начальными симптомами когнитивных нарушений являются:

  • снижение памяти на происходящие события;
  • ослабление внимания и рассеянность;
  • невозможность пересказать прочитанное;
  • невозможность запоминать новые имена;
  • трудности подбора слов во время разговора;
  • затруднения при счете.

Среди клинических проявлений постинсультной депрессии выделяется раздражительность, повышенная истощаемость, забывчивость, ухудшение концентрации внимания, слезливость, рассеянность, слабодушие.

В структуре астенического синдрома основными являются патологическая утомляемость и постоянная слабость, которые вызывают физическую и социальную дезадаптацию. Спектр прочих жалоб очень широкий и включает:

  • рассеянность и трудности в концентрации внимания;
  • болевые расстройства;
  • вегетативная дисфункция, включающая тахикардию, гипергидроз;
  • обменно-эндокринные нарушения (отечность, дисменорея, изменения аппетита, похудание);
  • эмоциональные расстройства (напряжение, тревожность, страхи, снижение настроения);
  • повышенная чувствительность к звуку.

Анализы и диагностика

Диагностика нарушений памяти основывается на жалобах больных и их родственников. Для выяснения степени расстройств больные проходят тесты — нейропсихологическое тестирование. Тесты – это единственного объективный инструмент диагностики этого состояния. Использование нейропсихологических тестов обязательно при нарушениях со стороны высших функций головного мозга. Самым простой — скрининговый тест Мини-Ког. Дополнительные методы исследования компьютерная томография головного мозга или магнитно-резонансная томография помогают уточнить причину когнитивных расстройств.

Лечение

Выше были рассмотрена рассеянность внимания и ее причины. Как мы выяснили, причины рассеянности внимания разнообразны и связаны как с психическими заболеваниями, так и общими (соматическими). В связи с этим, подходы к лечению будут разными. Также разные причины рассеянности и забывчивости у лиц разных возрастных категорий — детей, молодых людей и пожилых. Возрастные различия также учитываются при лечении.

Рассеянность, забывчивость, невнимательность: как с этим бороться?

Как избавиться от рассеянности и невнимательности? Список препаратов, которые могут при меняться при этих состояниях включает самые различные группы:

  • психотропные (чаще всего антидепрессанты);
  • сосудистые и ноотропные средства;
  • психостимуляторы;
  • общеукрепляющие и витаминные препараты;
  • иммуностимулирующие.

В последние годы предпринято много попыток поиска эффективного средства для лечения когнитивных нарушений. Но пока не получено лекарство от рассеянности и симптоматического улучшения когнитивных функций.

Если в молодом возрасте отмечается плохая память и рассеянность, что делать? При исключении психических расстройств (аффективные расстройства) и органической патологии головного мозга (опухоли, аневризмы, энцефалит, рассеянный склероз) у молодых пациентов, можно думать об астеническом синдроме. Как избавиться от рассеянности в этом случае?

ПирацетамПри астеническом синдроме эффективно применение препаратов, которые улучшают метаболизм головного мозга. Это ноотропные препараты различных групп: Пирацетам, Тиоцетам, Энцефабол, препараты аминомасляной кислоты (Аминалон, Гаммалон), Перитол, Глиатилин, Инстенон, Пикамилон, Фенибут, Глицин, Кортексин, Пантогам, Когитум, препараты Гинкго Билоба, Церебролизин, Семакс, препараты липоевой кислоты (Тиоктацид, Эспа-Липон). Препарат Пантогам Актив является комбинированным и занимает особое место среди нейрометаболических препаратов, поскольку оказывает противотревожное и антидепрессивное действие.

При превалировании в клинических проявлениях депрессии и тревоги ключевыми препаратами будут антидепрессанты. И связано это с тем, что имеется связь астении с тревогой, депрессией, хроническими болями в мышцах и целесообразно назначение антидепрессантов. Механизм их действия связан с увеличением метаболизма в головном мозге серотонина и норадреналина. Используют следующие группы препаратов:

  • лекарственные травы (зверобой);
  • трициклические антидепрессанты;
  • ингибиторы моноаминооксидазы;
  • атипичные антидепрессанты;
  • СИОЗС — селективные ингибиторы обратного захвата серотонина.

При назначении антидепрессантов при астеническом синдроме ориентируются на выраженность астении и присутствие психических расстройств (депрессия, тревога). При не резко выраженных проявлениях рекомендуются более мягкие антидепрессанты: таблетки Гелариум, Азафен, Триттико, Азона. При выраженной астении и депрессии назначаются более сильные препараты: Амитриптилин, Имипрамин, Мелипрамин, Анафранил, Рексетин, Золофт, Флуоксетин, Прозак, Профлузак, Депрекс.

АнафранилПри астении и преобладании сниженного настроения, выраженной вялости, апатии эффективным оказывается назначение антидепрессантов стимулирующего действия — Имипрамин, Анафранил, Флуоксетин. При сочетании астении симптомами тревожным состоянием и паническими расстройствами эффективными будут антидепрессанты с анксиолитическим действием — Амитриптилин, Пароксетин, Леривон, Каликста, Ремерон, Феварин, Рокона. При астении с фибромиалгией — Симбалта, Венлафаксин органика, Велаксин, Велафакс.

Побочные эффекты, которыми обладают трициклические антидепрессанты (Имипрамин, Амитриптилин), сужают возможности их применения. Поэтому чаще используются препараты СИОЗС. Наиболее сбалансированным действием (умеренно возбуждают и умеренно седатируют) обладают Золофт, Стимулотон, Сиозам, Циталопрам, Цитол. Дозировка Золофта сначала 50 мг/сут, а потом увеличивается до 100 мг/сут. Препарат нужно применять с осторожностью в пожилом возрасте, поскольку имеется повышенный риск гипонатриемии. Часто при астении требуется назначение антидепрессантов совместно с транквилизаторами — если присутствует тревога, внутренняя напряженность, панические расстройства и нарушения сна.

Седативные препараты и противотревожные:

К неспецифическим средствам, которые улучшают и стимулируют метаболизм мозга, обмен веществ и применяются при астении, относятся витамины, макро- и микроэлементы. Назначаются большие дозы витамина С, группы В, антиоксиданты витаминов А и Е. Большое значение при астении имеют препараты магния и кальция. Препарат Берокка Сa+Мg сочетает эти минералы и эффективен в лечении астенического синдрома.

Как бороться с рассеянностью при когнитивных расстройствах у пожилых?

В этом случае важно не допустить прогрессирования расстройств. Наиболее эффективно в этом плане — коррекция сосудистых нарушений и улучшение метаболизма головного мозга. Для улучшения когнитивных функций применяются основные группы препаратов:

Средства, улучшающие мозговое кровообращение

СермионУлучшение когнитивных функций отмечается на фоне длительного лечения Танакан. Назначается по 40 мг 3 раза в день курсом 2-3 месяца. Сермион обладает широким спектром действия. Эффективен при цереброваскулярной патологии различной этиологии. Повышает активность адренергической, холинергической и дофаминергической системы головного мозга. Его широко применяют при когнитивных и поведенческих расстройствах в пожилом возрасте.

Установлена эффективность препарата при легкой и умеренной деменции, связанной с болезнью Альцгеймера. Кавинтон рекомендуется курсами 2-3 раза в год — начинают лечение с внутривенных инфузий, а потом переходят на прием препарата внутрь по 1 таблетке 3 раза в день. Использование Курантила у больных с хронической недостаточностью мозгового кровообращения и когнитивными расстройствами также дает хорошие результаты. Он является препаратом выбора у пожилых с сосудистыми нарушениями, которые развились на фоне повышенного давления: отмечается улучшение концентрации внимания и памяти.

Препараты с нейрометаболическим действием

Комбинированный препарат с нейрометаболическим действием Диваза вызывает не только улучшение когнитивных функций, но и восстанавливает ночной сон, что очень важно в пожилом возрасте.

Тивортин (действующее вещество аминокислота аргинин). Аргинин — регулятор внутриклеточных обменных процессов, оказывает антиоксидантное, антигипоксическое, цитопротекторное, мембрано стабилизирующее и антиастеническое действие. В дозе 4 г в сутки улучшает внимание и память, появляется возможность сосредоточиться и фокусировать внимание.

Нейропротекторы — Мемантин, Мемантинол, Цитиколин, Актовегин. Последний обладает комплексным антигипоксантным и антиоксидантным действием. Улучшает показатели внимания и памяти, предупреждает прогрессирование различных поведенческих нарушений. Особенно эффективен у пациентов, перенесших инсульт, на фоне которого развились когнитивные нарушения.

Для профилактики деменции Актовегин применяют по 200 мг 3 раза в день 2 месяца. Инфузионное введение дает выраженный и быстрый эффект, поэтому лечение начинают с внутривенно капельного введения, с дальнейшим переходом на прием таблеток. Для поддержания эффекта необходимо проведение 2 курсов лечения в год. В курс лечения обязательно должны включаться витамины, принимающие участие в синтезе нейромедиаторов — это фолиевая кислота, витамин В12, витамин D.

Если рассматривать нарушения внимания у детей, у которых рассеянность связана с синдромом гиперактивности, то лечение будет следующим. Фармакотерапия занимает важное место и назначается по показаниям, когда когнитивные и поведенческие расстройства не устраняются немедикаментозным путем — психолого-педагогической коррекцией. Широкое применение находят стимуляторы ЦНС. В качестве препаратов первого выбора в США рекомендуется Риталин, который выпускается форме короткого действия и длительного. Он обладает высокой эффективностью, но не зарегистрирован Фармакологическим комитетом РФ.

Эффективным препаратом является Страттера. Это не стимулятор ЦНС и механизм действия связан с блокадой захвата норадреналина. В результате этого содержание норадреналина в синаптической щели увеличивается и уменьшаются проявления гиперактивности. Страттера эффективен в случае сочетания гиперактивности с тревожными расстройствами, деструктивным поведением и тиками. Отечественными врачами используются препараты ноотропного действия, которые оказывают стимулирующее действие на внимание, память, организацию и речь. Кроме того, данные препараты положительно влияют на обменные процессы в головном мозге и способствуют развитию тормозных систем мозга.

Пирацетам— родоначальник группы ноотропов, обладает широкой активностью: активирует ассоциативные процессы в ЦНС, улучшает память, внимание, стимулирует интеллектуальную активность, облегчает обучение. В педиатрической практике применяется при рассеянности, умственной отсталости, снижении концентрации внимания. Препараты с действующим веществом пирацетам — Луцетам, Тиоцетам, Ноотропил. Большинство ноотропов в связи с психостимулирующим действием назначается в первой половине дня. В первые дни приема назначают небольшие дозы, а потом постепенно ее наращивают.

Продолжительность курсов лечения — 2-3 месяца. Затем делают перерыв на время каникул на 2-3 недели, и снова повторяют курс лечения. Если результаты первого курса недостаточные, решается вопрос о назначении повторного курса, увеличении продолжительности лечения, или возможность сочетания с психолого-педагогической коррекцией.

Гопантеновая кислота (препараты Пантогам, Пантокальцин, Гопантам) применяется у детей более 25 лет и подтверждена его эффективность при когнитивных нарушениях. В отличие от других ноотропов гопантотеновая кислота — это естественный метаболит ГАМК в головном мозге, поэтому хорошо проходит через гематоэнцефалический барьер, оказывая воздействие на функцию ЦНС. Побочные эффекты при лечении ноотропами наблюдаются редко и встречаются при соблюдении родителями режимов приема.

Может отмечаться тяжесть в голове, возбудимость, трудности засыпания и прерывистый сон. В таких случаях несколько уменьшается доза препарата. Другая группа ноотропов — это Фенибут и Анвифен (по 50 мг 3 раза в день). Фенибут является производным ɣ-аминобутировой кислоты, оказывает транквилизирующее действие, проявляет ноотропный эффект. Чаще назначается при повышенной возбудимости, нервозности.

Семакс — синтетический аналог адренокортикотропного гормона, оказывает выраженное ноотропное действие, антиоксидантное, нейротрофическое и ангиопротективное. Улучшает функции переднего мозга: повышает способность к обучению и консолидацию памяти. Даже в малых дозах улучшает энергетические процессы мозга. Препарат хорошо переносится, но противопоказан при тревожности и детям до 5 лет.

Глицин — нейромедиатр тормозного типа и регулятор метаболических процессов в головном мозге. Препарат нормализует процессы торможения и возбуждения, улучшает умственную работоспособность.

Пиритинол (препараты Энербол, Энцефабол, Пиридитол) — удвоенная молекула пиридоксина (витамин В6), который обладает антигипоксическим действием. Проявляет выраженные ноотропные свойства — улучшает мышление, концентрацию внимания и память. До 7 лет применяют в форме суспензии, а более старшим детям — в таблетках.

Среди антиоксидантов с ноотропным действием можно выделит Мексидол и Димефосфон. Димефосфон — фосфорорганическое соединение, которое включается в метаболические процессы, оказывая нейропротекторное, вазоактивное и церебропротекторное. Препарат нормализует кровоток и метаболизм в мозге. После лечения Димефосфоном улучшается память, внимание. Эффективность его сопоставима с Ноотропилом. Антиоксидант Мексидол также улучшает память у ребенка, внимание и процессы обучения.

Таким образом, применение препаратов ноотропного устраняет нарушение концентрации внимания у детей, поскольку процессы развития ЦНС в детском возрасте продолжаются, центральная нервная система пластична и ее резервные возможности значительные. В обязательном порядке назначаются витаминные препараты, особенно, содержащие лецитин или один лецитин в виде пищевой добавки. Потребность ребенка в лецитине высокая, поскольку идет процесс становления ЦНС, а данное вещество, представляющее комплекс фосфолипидов, является основным строительным материалом и необходим для успешного развития нервной системы.

Лецитин обеспечивает мозговую активность. Коррекция гиперактивности должна носить комплексный характер и объединять усилия врачей, психологов и учителей. С этой целью используются различные подходы: психотерапия, психолого-педагогическая коррекция, учения для родителей.

Доктора

Лекарства

Процедуры и операции

Симптоматическая психотерапия при тревожных состояниях относится к необходимым процедурам и включает методики, воздействующие на общее состояние пациента:

  • внушение и самовнушение;
  • гипноз;
  • аутотренинг в индивидуальном и групповом режиме.

У детей

Нарушение внимания у детей может быть обусловлено разными причинами:

  • особенности темперамента;
  • тревожные расстройства, связанные с психотравмирующими факторами;
  • депрессивные расстройства на фоне нейроинфекции, черепно-мозговой травмы;
  • астенический синдром на фоне соматических заболеваний;
  • аденоидные вегетации, при этом затрудняется носовое дыхание и развивается гипоксия мозга, что обязательно влечет внимательность и снижение работоспособности у детей;
  • эндокринные заболевания (преимущественно щитовидной железы);
  • сенсоневральная тугоухость;
  • психические расстройства: аффективные расстройства, умственная отсталость, шизофрения и аутизм;
  • эпилепсия (как само заболевание, так и побочные эффекты противоэпилептических препаратов);
  • наследственные синдромы: Вильямса, Смита–Мажениса, Туретта, Беквита, Видемана.

Если исключить тяжелую органическую патологию головного мозга, то нарушение внимания у детей наблюдается при синдроме гиперактивности, что является причиной определенных трудностей в обучении. Причиной нарушений при гиперактивности являются расстройства функций лобных долей, к которым приводит гипоксия плода, гипоксическая энцефалопатия, патология беременности (гестоз, эклампсия) и родов (длительное течение), внутриутробная гипотрофия. Факторами риска являются употребление во время беременности алкоголя, лекарственных препаратов и курение.

Невнимательность у детей проявляется:

  • неспособностью удерживать внимание на деталях, сохранять внимание при выполнении заданий, частые ошибки в заданиях;
  • легким отвлечением на посторонние стимулы;
  • потерей вещей, школьных принадлежностей, учебников;
  • забывчивостью в повседневных ситуациях;
  • неспособностью понять задание, придерживаться инструкций, справиться с выполнением уроков;
  • сложностями в организации самостоятельной работы.

Гиперактивность проявляется беспокойными движениями в стопах и кистях, неусидчивостью, суетливостью, частым вставанием в классе во время уроков, чрезмерной подвижностью (бегает, крутится, залезает, вертится) в неприемлемых ситуациях и бесцельной двигательной активностью. Такие дети не могут спокойно играть и долго заниматься чем-либо. Такое поведение становится причиной того, что в школе дети испытывают трудности, плохо запоминают материал, не могут применять полученные знания и им трудно достичь хороших результатов в учебе.

Различают гиперактивность с преимущественным нарушением внимания и вариант с преобладанием гиперактивности. Симптомы видоизменяются с возрастом: у маленьких преобладает гиперактивность и импульсивность, а у школьников — рассеянность.

Гиперактивность обычно выражена до 7-10 лет, а потом постепенно ослабевает. У подростков она значительно уменьшается, но нарушения внимания и импульсивность сохраняются. Для подростков с этой патологией характерна безответственность, несамостоятельность, трудности при длительной работе, они часто не завершают дела и поручения, а также не в состоянии без помощи справиться с поручениями. Во взрослом возрасте также продолжают отмечаться симптомы гиперактивности, особенно в ситуациях, когда требуется ответственность и собранность.

У взрослых отмечаются: рассеянность, забывчивость, неорганизованность, трудности в разграничении основных и второстепенных дел, частая смена работы, недостаток инициативы, трудности с доведением начатой работы до конца. Такие взрослые подвержены негативным эмоциям, разочарованиям и часто теряют самообладание. Возможности коррекции этого состояния у детей описаны в разделе лечение.

Рассеянность при беременности

Считается, что у беременных ухудшается память. Действительно 80% беременных замечают ухудшение памяти, внимания и мышления в третьем триместре беременности. Они становятся рассеянными, часто забывают о важных делах, поэтому для напоминаний ведут ежедневник. Ученые называют это «мамнезия». Несмотря на достоверные наблюдения за беременными, механизм «мамнезии» остается не раскрытым.

Причинами этого состояния могут быть:

  • Стресс, страхи по поводу родов, переживания за ребенка, боязнь предстоящего материнства и другие эмоциональные состояния, которые могут вызывать рассеянность.
  • Гормональные изменения в организме (влияние прогестерона).
  • Усталость. Забывчивость становится сигналом того, что женщина устала и нуждается в отдыхе и расслаблении.
  • Недостаток сна.

На сегодняшний день можно предположить, что жалобы женщин на рассеянность — это результат стресса, переживаний и душевного напряжения. В любом случае даже при ухудшении памяти когнитивные функции не снижаются ниже нормы. «Мамнезия» проявляется в бытовых ситуациях и не сказывается на профессиональных навыках женщины.

Что предпринимать в таких случаях?

При беременности советуют рано ложиться спать, обязательно делать дневной отдых (сон). Справиться с переживаниями и расслабиться помогают занятия йогой. При занятиях снижается уровень кортизола (гормон стресса) и синтезируются гормоны радости (дофамин, серотонин), которые улучшают настроение, дают энергию, активизируют функции мозга и повышают концентрацию внимания.

Беременным нужно следить за своим питанием и обязательно включать в рацион жирную рыбу, зерновой хлеб, яйца, цельнозерновые крупы, овощи, фрукты, небольшое количество черного шоколада. Полезен прием витаминно-минеральных комплексов для беременных, а в йододефицитных районах обязателен дополнительный прием препаратов йода.

Диета

Диета 15 стол

Диета 15 стол

  • Эффективность: лечебный эффект через 2 недели
  • Сроки: постоянно
  • Стоимость продуктов: 1600-1800 рублей в неделю

Больные могут придерживаться общего стола — диета Стол №15 за исключением тех случаев, когда причиной когнитивных нарушений является артериальная гипертензия и атеросклероз. При этих заболеваниях важен контроль уровня холестерина. Это достигается назначением статинов и специальной диеты — средиземноморкая диета. В рационе также ограничивается поваренная соль, исключаются соленые продукты. Важен отказ от алкоголя и курения.

Профилактика

  • Для улучшения памяти при сосудистых когнитивных расстройствах рекомендуют умственную нагрузку и тренировку памяти.
  • Важно нормализовать режим труда и отдыха, добиться полноценного сна.
  • Дозированная физическая нагрузка, пешие прогулки, которые придают бодрость и со временем уменьшают утомляемость и усталость.
  • Образовательные программы, психологические тренинги (релаксационные, рациональная психотерапия и когнитивно-поведенческая психотерапия).
  • Гидротерапия (контрастный душ, плавание, душ Шарко, циркулярный душ).
  • Лечебная гимнастика, массаж, иглорефлексотерапия, лечение в санаториях.
  • Фототерапия при депрессивных расстройствах.
  • Изменение образа жизни: снижение потребления соли, диета, положительные эмоции, отказ от курения, обязательный контроль уровня давления, сахара и липидов крови.

Последствия и осложнения

Снижение когнитивных функций является обязательным осложнением различных заболеваний головного мозга. При своевременном выявлении их и лечении прогрессирования и ухудшения не происходит. В детском возрасте с учетом пластичности процессов в головном мозге удается полностью восстановить его функции и осложнения не встречаются. Однако у подростков и взрослых могут встречаться остаточные неблагоприятные исходы: низкий уровень интеллекта, агрессивность, межличностные проблемы, асоциальное поведение, проявление импульсивности. Такие лица больше предрасположены к работе, нежели к учебе.

В пожилом возрасте, при нейродегенеративных (болезнь Альцгеймера) и сосудистых заболеваниях головного мозга (повторные инсульты) имеет место ухудшение когнитивных функций, поскольку возможности лечения ограничены. В таких случаях возможно развитие деменции, которую можно рассматривать как осложнение. Деменция — это неуклонное прогрессирование расстройств памяти и утрата корковых функций до полного распада интеллекта.

Наиболее значимыми факторами, влияющими на прогрессирование процесса, являются: возраст, наследственная отягощенность, атеросклероз, артериальная гипертония, болезни сердца. К тяжелым заболеваниям головного мозга относятся: кортико-базальная дегенерация, системная атрофия с деменцией, прогрессирующий подкорковый глиоз, при которых деменция является неизбежной.

Прогноз

Если когнитивные расстройства не вызваны психическим заболеванием (умственная отсталость, депрессия, шизофрения) прогноз относительно благоприятный. Особенно это касается детского возраста — к подростковому возрасту гиперактивность и невнимательность у половины детей исчезает. Это связано с тем, что с ростом ребенка нарушения в нейромедиаторной системе компенсируются. Но у половины детей неусидчивость, рассеянность и забывчивость сохраняются и могут наблюдаться и во взрослом состоянии. Прогноз неблагоприятен при сочетании гиперактивности с психическими заболеваниями. Прогноз у пациентов, которые страдают инволюционной депрессивной псевдодеменцией серьезный. У части больных через некоторое время развивается истинная деменция.

Список источников

  • Бойко А.Н., Сидоренко Т.В., Кабанов А.А. Хроническая ишемия мозга (дисциркуляторная энцефалопатия)// Ж.Consilium medicum.2004г., т.6 №8, с.598–601.
  • Калашникова Л.А. Когнитивные нарушения и деменция при цереброваскулярных заболеваниях. // журнал Атмосфера. Нервные болезни №2.– 2005.–с.36–40.
  • Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  • Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. — М.: Медпрактика-М, 2002.
  • Заваденко Н. Н., Суворинова Н. Ю., Румянцева М. В. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики // Дефектология. — 2003. — № 6.
Автор-составитель: Владимир Конев - врач, медицинский журналист Специальность: Эпидемиология, Гигиена, Инфекционные заболевания подробнее

Образование: Окончил Свердловское медицинское училище (1968 ‑ 1971 гг.) по специальности «Фельдшер». Окончил Донецкий медицинский институт (1975 ‑ 1981 гг.) по специальности «Врач эпидемиолог, гигиенист». Проходил аспирантуру в Центральном НИИ эпидемиологии г. Москва (1986 ‑ 1989 гг.). Ученая степень ‑ кандидат медицинских наук (степень присуждена в 1989 году, защита ‑ Центральный НИИ эпидемиологии г. Москва). Пройдены многочисленные курсы повышения квалификации по эпидемиологии и инфекционным заболеваниям.

Опыт работы: Работа заведующим отделением дезинфекции и стерилизации 1981 ‑ 1992 гг. Работа заведующим отделением особо опасных инфекций 1992 ‑ 2010 гг. Преподавательская деятельность в Мединституте 2010 ‑ 2013 гг.

Комментарии

Оцените статью: