Дислалия
4 мая 2021

Общие сведения

Термином «дислалия» в современной медицине называют нарушение произношения звуков при нормальном слухе и адекватно функционирующей ЦНС. В свое время – примерно до середины двадцатого века – такое состояние называли косноязычием. Но и сейчас в просторечии о малыше, который неправильно произносит определенные звуки, говорят, что он картавит или шепелявит.

Говоря о том, дислалия — что это такое, следует отметить, что с греческого языка этот термин переводится как «нарушение речи». Дислалия — это нарушение звукопроизношения, и в настоящее время она является одним из наиболее распространенных нарушений речи. У детей нарушение звукопроизношения проявляется тем, что ребенок не может произнести определенный звук, вследствие чего заменяет его другим или пропускает. Специалисты определяют разные виды такого нарушения в зависимости от его особенностей. По статистике, такие нарушения речи встречаются примерно у 30% дошкольников, у 20% младших школьников и у 1% детей в более старшем возрасте. Код по МКБ-10 — F80.0 (специфическое расстройство речевой артикуляции).

Если у ребенка наблюдаются трудности с произношением тех или иных звуков, родители должны обратить на это внимание и вовремя проконсультироваться с логопедом. Возможно, понадобятся и консультации других специалистов. Но в любом случае проблему нельзя оставлять без должного внимания: дислалия у детей должна своевременно диагностироваться. Только в таком случае врач сможет подобрать оптимальные методы устранения этой проблемы у детей.

Когда следует обращаться к специалисту, и какие меры следует принимать, чтобы избавиться от проявлений дислалии, речь пойдет в этой статье.

Патогенез

Механическая дислалия развивается на фоне наличия органических дефектов периферического артикуляционного аппарата. Это могут быть аномалии губ, зубов, языка, челюстей. В частности механическая форма болезни может проявляться у детей со слишком короткой уздечкой языка или верхней губы, микроглоссии (узкий язык) или макроглоссии (слишком большой язык). На произношение могут влиять аномалии губ, дефекты челюстей и зубов (неправильный прикус, редко расположенные зубы, аномалии неба). Следовательно, патогенез этой разновидности болезни связан с нарушением формирования компонентов речевого аппарата.

Функциональная дислалия связана не с физиологическими причинами, а с факторами социального или биологического характера. Функциональная форма может быть связана с нарушенной слуховой функцией или другими нарушениями, не связанными с речевым аппаратом. Однако патогенез такой формы установлен не полностью.

Классификация

Учитывая причины развития проблемы с произношением звуков, выделяют такие разновидности этого состояния:

  • Механическая или органическая дислалия – обусловлена дефектами анатомии артикуляционного аппарата.
  • Функциональная дислалия – обусловлена социальными или биологическими факторами.

В свою очередь, функциональная форма подразделяется еще на несколько типов:

  • Моторная – связана с нейродинамическими нарушениями, происходящими в центральных отделах речедвигательного анализатора. При такой форме отмечается неточность и отсутствие дифференциации движений языка и губ, что приводит к неточности произношения звуков.
  • Сенсорная – связана с нейродинамическими нарушениями в центральных отделах речеслухового анализатора. При такой форме затрудняется определение на слух акустически похожих фонем (шипящие и свистящие, глухие и звонкие, твердые и мягкие). В итоге происходит смещение и замена звуков как в речи, так и в процессе письма.
  • Сенсомоторная – такая форма диагностируется при одновременном наличии и моторного, и сенсорного типа недостаточности.

Существует также более детальная классификация, в которой учтена несформированность тех или иных признаков звука и особенности дефекта. Выделяются такие формы патологии:

  • Акустико-фонематическая — нарушения слуха отсутствуют, но у ребенка не формируется функция различения на слух определенных фонем.
  • Артикуляторно-фонематическая – связана с несформированными операциями отбора фонем согласно артикулярным признакам. В итоге может происходить замена одних звуков другими. Во втором случае артикуляционная база полностью формируется, но при отборе звуков отмечается неправильное решение. Как следствие, ребенок время от времени произносит слова неправильно.
  • Артикуляторно-фонетическая дислалия – связана с неправильным формированием артикуляторных позиций. Если произносится искаженный звук, которого нет в языковой фонетической системе, то диагностируется артикуляторно-фонетическая форма.

Согласно количеству нарушенных звуков выделяют такие формы заболевания:

  • Простая – неправильно произносится от 1 до 4 звуков.
  • Сложная дислалия – неправильно произносится 4 и более звуков. Сложная форма часто предполагает неправильное произношение звуков из разных групп.

В зависимости от особенностей произношения выделяются:

  • Мономорфная форма – нарушено произношение звуков из одной группы.
  • Полиморфная дислалия – нарушается произношение звуков из разных артикуляционных групп. Так, полиморфная форма может предполагать одновременное нарушение произношения шипящих и свистящих звуков.

Отдельно выделяется такое понятие как физиологическая дислалия, которая фиксируется у малышей до достижения 5-летнего возраста. Физиологическая форма присутствует на определенном этапе у всех людей.

Причины

Функциональная дислалия может развиваться под воздействием следующих причин:

  • Соматические причины. К нарушению речи могут приводить продолжительные хронические болезни, приводящие к ослабленности организма. Это могут быть частые простуды, кишечные инфекции и т. п.
  • Социальные причины. Неправильное произношение звуков может быть следствием педагогической запущенности, когда родители не обращают внимания на недостатки речи детей и не исправляют их. Кроме того, на становлении речи ребенка негативно сказывается «сюсюкание», когда родители сознательно неправильно выговаривают слова. Дети могут подражать неправильной речи взрослых людей. Также проблемы с произношением могут наблюдаться, если в семье говорят сразу на нескольких языках – тогда ребенок может вставлять звуки из одного языка в другой.
  • Биологические причины. Патология может развиваться на фоне мозговой дисфункции, приводящей к запаздыванию развитии речи, несформированности укладов речи и фонематического слуха.

Развитие механической дислалии может быть обусловлено такими причинами:

  • Наследственные. Патологию провоцируют нарушения, которые передаются генетически. Это может быть особенное строение челюсти, редкие зубы и др.
  • Органические. Ребенок неправильно выговаривает звуки из-за нарушения строения языка, десен, зубов и т. п.
  • Врожденные. Патология является следствием дефектов, сформировавшихся во время внутриутробного развития.
  • Приобретенные. Произношение нарушается вследствие травм и т. п.

Симптомы

СимптомыПри дислалии дефекты произношения звуков могут проявляться в пропусках, смешениях, заменах и искажении звуков.

  • Пропуск – в начале, конце или середине слова звук полностью выпадает.
  • Замена – один звук постоянно замещается другим, также присутствующим в фонетической системе. Заменяться могут разные по твердости-мягкости или звонкости-глухости звуки.
  • Смешение – путаются два правильно произносимых звука в потоке речи. Они могут употребляться то уместно, то неуместно. Этот симптом свидетельствует о неоконченном усвоении системы фонем.
  • Искажение – в речи используются звуки, которые в фонетической системе языка отсутствуют. Такой признак, как правило, наблюдается при механической дислалии.

При функциональной форме в большинстве случаев нарушается произношение одного или нескольких звуков. При механической – неправильно произносится целая группа звуков, сходных по артикуляции звуков.

Несмотря на наличие проблем со звукопроизношением, при дислалии с лексико-грамматической стороны речь формируется соответственно возрасту. Словарный запас у ребенка достаточный, слоговая структура слова не искажена, связная речь достаточно развита.

Отдельно выделяется физиологическая форма, когда несовершенство речи связано с возрастом. В таком случае все недостатки произношения проходят до 5 лет без дополнительных мер устранения.

Чаще всего отмечаются такие нарушения звукопроизношения:

  • Сигматизм – неправильно произносятся свистящие и шипящие звуки.
  • Ламбдацизм – неправильно произносятся сонорные звуки л, ль.
  • Ротацизм – неправильно произносится сонорный звук р, рь.
  • Картавость (так нарушение называют в просторечье) – нарушено произношения звука [r].
  • Гаммацизм – неправильно произносятся заднеязычные звуки г, гь, к, кь, х, хь.
  • Йотацизм – неправильно произносится звук й.

Нарушение произношения других согласных звуков встречается редко.

Анализы и диагностика

Процесс диагностики при нарушениях произношения звуков начинается со сбора информации об особенностях протекания беременности у матери, болезней ребенка, особенностей его развития. Далее врач определяет особенности артикуляционного аппарата, проводя визуальный осмотр. Также специалист оценивает, как малыш выполняет специальные упражнения по подражанию.

В ходе обследования определяется состояние звукопроизношения, а также характер его нарушения.

В итоге врач должен определить форму и вид дислалии, а также выяснить, какие именно звуки произносятся неправильно.

В процессе обследования может понадобиться консультация детского невролога (при функциональной форме) или стоматолога (при механической форме).

Лечение

Методы устранения дислалии подбирает врач в соответствии с установленным диагнозом. Процесс коррекции нарушения проводится в три этапа. Изначально проходит подготовительный этап, далее – этап формирования произносительных навыков, после чего – формируются уже коммуникативные навыки. Методы устранения дислалии у детей зависят и от ее формы и вида.

Доктора

Лекарства

Любые лекарства при дислалии принимают только в том случае, если целесообразность их приема подтверждает врач.

Процедуры и операции

Основным методом лечения дислалии является логопедическая коррекция. Ее проводят в три этапа.

  • На первом этапе практикуется подготовка к процессу, когда специалист налаживает контакт с ребенком. Важно пробудить у малыша интерес к занятиям, он должен привыкнуть к месту, где они будут проводиться. Если речь идет о механической форме заболевания, устраняются дефекты артикуляционного аппарата. В зависимости от индивидуальных особенностей может потребоваться пластика верхней губы или уздечки языка, ортодонтическое лечение. При моторной форме может проводиться логомассаж, артикуляционная гимнастика. Кроме того, на этом этапе врач способствует формированию у ребенка направленной воздушной струи, развитию мелкой моторики.
  • На втором этапе проводится формирование первичных произносительных навыков. Для этого специалист выбирает оптимальную методику.
  • На третьем этапе производится формирование коммуникативных навыков. В этот период важно сформировать навыки безошибочного употребления отработанных звуков при общении.

Занятия необходимо проводить не реже, чем 2-3 раза в неделю. Также занятия и логопедические упражнения следует проводить с ребенком в домашних условиях. При простой форме занятия с логопедом продолжаются до 3 месяцев, при сложной – до 6 мес.

Лечение народными средствами

Более эффективные результаты по коррекции произношения звуков можно получить, если заниматься с ребенком упражнениями в домашних условиях и следовать некоторым правилам в повседневной жизни.

  • Ребенка необходимо кормить обычной пищей, в том числе и твердой. С раннего детства ребенок должен жевать твердую пищу, чтобы развивать артикулярный аппарат.
  • В домашних условиях следует выполнять упражнения для развития мелкой моторики рук. Малыш должен учиться застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. п. Стоит покупать игрушки, которые способствуют развитию мелкой моторики.

Профилактика

  • Прежде всего, нужно следить за речью ребенка и мягко, но твердо и регулярно исправлять его.
  • Важно, чтобы малыш слышал правильную речь. Если кто-то рядом с ним говорит неправильно, следует объяснить, что подражать такому произношению не следует.
  • Не рекомендуется даже в ранние годы «сюсюкать» с ребенком. С детства его нужно учить правильно произносить слова.
  • Родители должны учитывать сроки развития произношения звуков у детей. Если к 5 годам нормальное звукопроизношение отсутствует, необходимо проконсультироваться с логопедом.
  • Иногда ребенок неправильно произносит звуки из-за неусидчивости и невнимания. Поэтому важно развивать эти качества.

Диета

Диета для нервной системы

Диета для нервной системы

  • Эффективность: лечебный эффект через 2 месяца
  • Сроки: постоянно
  • Стоимость продуктов: 1700-1800 рублей в неделю

Питание должно быть рациональным и полноценным. Нельзя допускать дефицита витаминов и минералов, ведь от этого зависит правильное развитие организма. Уже в младшем возрасте ребенок должен получать твердую пищу, чтобы его артикуляционный аппарат нормально развивался благодаря жеванию.

Последствия и осложнения

Если произношения не исправляется своевременно, это отображается на коммуникативной функции. У ребенка могут развиваться серьезные комплексы из-за насмешек со стороны сверстников. Как следствие, это может привести к нервозности, замкнутости, нарушений в поведении.

Неправильное произношение может привести к ошибкам при письме и чтении и, как следствие, к снижению успеваемости.

Прогноз

Как правило, дислалию удается успешно корректировать при условии правильного подхода к лечению. Успех коррекции зависит от сложности нарушений, индивидуальных особенностей организма.

Список источников

  • Генинг Г.М., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. - Чебоксары, 1980.
  • Григоренко Н. Ю., Синяева М. Л. Логопедический и медицинский аспекты оранической дислалии и способы ее коррекции //Дефектология», 2000 г., № 4. – С. 22-31
  • Правдина О. В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1973. - 272 с.
  • Российская Е.Н., Гаранина Л.П. Произносительная сторона речи: Практический курс. - М., 2003.
Автор-составитель: Марина Степанюк - провизор, медицинский журналист Специальность: Провизор подробнее

Образование: Окончила Ровенский государственный базовый медицинский колледж по специальности «Фармация». Окончила Винницкий государственный медицинский университет им. М.И.Пирогова и интернатуру на его базе.

Опыт работы: С 2003 по 2013 г. – работала на должностях провизора и заведующего аптечным киоском. Награждена грамотами и знаками отличия за многолетний и добросовестный труд. Статьи на медицинскую тематику публиковались в местных изданиях (газеты) и на различных Интернет-порталах.

Комментарии

Оцените статью: