Гипервозбудимость
31 октября 2022

Общие сведения

Синдром гипервозбудимости у детей (синоним — синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости) представляет собой комплекс патологических проявлений, которые развиваются на фоне поражения нервной системы различного генеза преимущественно в перинатальном периоде, а также во время родов/раннем периоде после рождения ребенка. «Перинатальные поражения ЦНС» является обобщающим термином, который объединяет различные патологические состояния, одним из проявлений которых является гипервозбудимость у детей.

Согласно данным литературы, синдром гипервозбудимости у детей диагностируется в 40-45% случаев. При этом, ряд авторов рассматривают его как патологический синдром в то время, как другие относят его к пограничным состояниям, которые зачастую не требуют активной коррекции.

Особенно уязвимой является категория гестационно незрелых (недоношенных) детей, которые особенно чувствительны к повреждающему действию внутриутробной хронической гипоксии/острой интранатальной асфиксии, что обусловлено морфофункциональной незрелостью структур головного мозга, нарушением метаболических процессов, цереброваскулярной ауторегуляции, низкой активностью антиоксидантных систем и энергетическим дефицитом.

Для нормального поведения ребенка характерно состояния оптимальной возбудимости нервной системы, что характеризуется адекватным реагированием на силу раздражителя из внешней среды. Чрезвычайно важным является быстрота ответных реакций ребенка и соответствие его поведения темпу, предъявляемому окружающей средой. То есть, если ребенок устал — он засыпает, если голоден — принимает пищу, то есть, его поведение соответствует его органическому состоянию. Однако, в состоянии повышенной возбудимости дети ведут себя не адекватно.

Проявления гипервозбудимости чаще возникают у новорожденных в первые месяцы жизни и лишь в 20% случаев они манифестируют в более поздние сроки — после 6–8 месяцев. У таких новорождённых детей независимо от режима/ухода и питания отмечается повышенное беспокойство. У детей после 3 лет гипервозбудимость встречается реже, а среди школьников повышенной возбудимостью страдает 10-12%.

Несмотря на достаточно благоприятные исходы синдрома гиперактивности, который на фоне консервативной терапии завершается в большинстве случаев к 6-месячному возрасту ребенка полной компенсацией неврологических нарушений при неблагоприятном его течении и отсутствии своевременного лечения/коррекции присутствует риск развития в дальнейшем стойких невротических расстройств/хронизации процесса с формированием социальной дезадаптации.

Патогенез

Патогенез синдрома гиперактивности зависимости от этиологического фактора может быть различным. Рассмотрим лишь патогенез отклонения при гипоксии плода, которая сопровождает различные патологии развития плода и состояния матери, поскольку ЦНС плода чрезвычайно чувствительна к недостаточности кислорода.

Антенатальная гипоксия (в период до 22 недель беременности) приводит к выраженному
замедлению формирования/роста капилляров головного мозга и увеличению их проницаемости,
что способствует развитию ишемии мозга с внутриклеточным ацидозом. Антенатальная гипоксия на практике зачастую сочетается с интранатальной асфиксией, что приводит к усилению анаэробного гликолиза, а также комплексу микроциркуляторных/метаболических расстройств, вызывающих на тканевом уровне ряд повреждений — геморрагический инфаркт или ишемию с лейкомаляцией ткани мозга в дальнейшем. Ишемия/геморрагический инфаркт развиваются чаще у плода/новорождённого ребенка субэпендимально в области перивентрикулярных сплетений в сочетании с поражением ткани мозга, а также в субарахноидальное пространство и боковые желудочки мозга.

Морфологическим субстратом гипоксии также может быть полнокровие мозга или его общий/локальный отек. В патогенезе гипоксически-ишемических/гипоксически-травматических энцефалопатий происходит формирование сложных «порочных кругов». Нарушение макро- и микроциркуляции (гемодинамики) приводят к развитию различного рода метаболических сдвигов (тканевая гипоксия, нарушение электролитного баланса/кислотно-основного состояния, дестабилизация клеточных мембран и др.), которые усугубляют расстройства микроциркуляции.

Хроническая внутриутробная интоксикация способна оказывать как определенные метаболические нарушения, так и неспецифическое повреждающее воздействие в виде гипоксии. В развитии патогенетических механизмов гипоксически-ишемических поражений мозга существенную роль играет выброс свободно-радикальных веществ/нарушения процесса
перекисного окисления липидов, что вызывает повреждение мембран нервных клеток, блокаду
энергетических субклеточных структур (митохондрий), реализующихся в форме быстрой гибели клетки или их замедленной гибели. Повреждающий эффект внутриутробной гипоксии у недоношенных детей потенцируется фактором незрелости структур головного мозга и их дезадаптацией в интранатальном периоде.

Классификация

Каких-либо классификационных признаков синдром гипервозбудимости не содержит.

Причины

Причинами синдрома гипервозбудимости могут быть различные состояния/патологии ЦНС в перинатальном периоде, во время родов/раннем периоде после рождения ребенка. Наиболее часто встречаемыми причинами являются:

  • Травматические повреждения во время родов, появляющиеся на фоне быстрых/стремительных родов или при больших размерах плода/узком тазе, особенно на фоне применения щипцов или вакуум-экстракции плода.
  • Гипоксия в периоде беременности (дефицит кислорода), что обуславливает ишемию тканей головного мозга плода, развивающаяся преимущественно при токсикозах беременности, плацентарной недостаточности (фетоплацентарная недостаточность) или затяжных родах/слабой родовой деятельности, а также при недоношенности ребенка.
  • Вирусные/бактериальные инфекционные заболевания матери в период беременности (герпетическая инфекция, токсоплазмоз, ECHO-вирусы, цитомегаловирусная инфекция), а также перенесенные менингит/энцефалит, менинго-энцефалит.
  • Инфекции, передающиеся половым путем (гарднереллез, микоплазмоз, хламидиоз и др.).
  • Инфекционные заболевания грудничка (ОРВИ, врожденная краснуха/СПИД). Частые/сильные стрессы в период беременности.
  • Воздействие различных тератогенных факторов — неконтролируемый прием лекарственных препаратов, курение/употребление алкогольсодержащих напитков (фетальный алкогольный синдром), интоксикации химическими соединениями.
  • Отягощенная наследственность (психические расстройства у родителей, холерический темперамент).
  • Болезни детского возраста (спазмофилия, колики кишечные, дисбактериоз, рахит и др.).
  • Появление так называемой преходящей гипервозбудимости у детей также может быть обусловлено нарушением процесса адаптации вследствие стресса или фоне различных заболеваний/физиологических процессов детского возраста (прорезывание зубов, колики кишечные, рахит, дисбактериоз и др.). Гиперактивность детей в школьном возрасте обусловлена преимущественно отсутствием в раннем возрасте своевременного/адекватного лечения.

Симптомы

Проявления синдрома гипервозбудимости во многом определяется возрастной категорией детей. Гипервозбудимость у грудничка проявляется беспричинным плачем, чрезмерной двигательной активностью, повышением мышечного тонуса/безусловных рефлексов, отказом от груди (плохо берут грудь беспокойны при кормлении), отставанием в весе, нарушением сна (длительное затрудненное засыпание, спонтанное частое пробуждение, вздрагивания), тремором подбородка/конечностей, длительными периодами бодрствования. Также характерны вегетативные реакции, проявляющиеся акроцианозом, покраснением/мраморностью кожных покровов, тахикардией, усиленной потливостью, учащением дыхания. Зачастую, наряду с нарушением сосания отмечаются частые срыгивания, склонность к жидкому стулу, вздутию живота, что обусловлено повышенной возбудимостью кишечной стенки, способствующей ускорению перистальтики кишечника даже при незначительных раздражителях. Реже поносы могут чередоваться с запорами.

Симптомы гипервозбудимости у детей в возрасте 1-3 лет выражаются чрезмерной активностью, расстройствами сна, недостаточностью массы тела, эмоциональной лабильностью, повышенной рефлекторной возбудимостью. Повышенная нервно-психическая возбудимость сопровождается быстрой истощаемостью. В ряде случаев отмечается снижение порога судорожной готовности и при возбуждении могут появляться тонические позы с экстензией нижних/флексией верхних конечностей.

Выраженные нарушения психомоторного/речевого развития у таких детей как правило, отсутствуют, но могут отмечаться негрубые отклонения в виде отставания в процессе формирования произвольного внимания, дифференцированных психических/двигательных реакций, что определяет своеобразную специфику психомоторного развития ребенка.

У таких детей любые двигательные, эмоциональные/сенсорные реакции на все внешние стимулы
быстро возникают, но также быстро и угасают после кратковременного латентного периода. Они плохо контролируют свои поступки, нетерпеливы, беспрерывно двигаются/меняют позы, переключаются на различные предметы, их слова опережают мысли, часто перебивают сверстников/учителя. Зачастую такие дети могут проявлять агрессию по отношению к окружающим лицам.

У гестационно незрелых детей синдром гипервозбудимости может проявляться судорогами на фоне чрезмерных раздражителей, гипертермии. При благоприятном течении выраженность синдрома гипервозбудимости к 6 месяцам уменьшается и у большинства детей исчезает в период до 1 года. При неблагоприятном течении у ребенка по мере его развития может развиваться гиперактивность, незначительное отставание в речевом/психомоторном развитии, энурез, тревожные расстройства, заикание, тики.

Анализы и диагностика

Для постановки диагноза «гипервозбудимость» необходимо провести сбор перинатального анамнеза, особенности течения родов и состояние ребенка после рождения. Проводится клинический осмотр ребенка первого года жизни и оценка его неврологического статуса с учетом периода возраста — общего состояния/поведения ребенка (отклонения в развитии, частый плач, двигательное беспокойство, нарушения сна, отставание в весе, задержка психического развития), оценка спонтанной/стимулированной двигательной активности, выраженности рефлексов/мышечного тонуса, состояние родничков, наличие очаговой симптоматики.

Из инструментальных методов (по показаниям) могут назначаться КТ/МРТ головного мозга, электроэнцефалография дневного сна/бодрствования, дуплексное сканирование сосудов мозга, нейросонография, что позволяет выявить наличие органических поражений ткани/сосудов головного мозга, а также специфику электрофизиологических процессов. Основной задачей является не только постановка диагноза, но и определение причин развития гипервозбудимости, что во многом определяет лечебную тактику.

Лечение

Лечение гипервозбудимости у детей, обусловленное перинатальным поражением ЦНС, комплексное, включающее немедикаментозные методы лечения и медикаментозную коррекцию. Основными задачами являются: улучшение обменных процессов/кровоснабжения в мозговой ткани, нормализация периферической/центральной регуляции мышечного тонуса и нервно- мышечной проводимости у детей.

Немедикаментозные методы лечения включают:

  • Лечебный массаж (общий, сегментарный, точечный) в основе которого лежит поглаживание, мягкое разминание/растирание, которые усиливают тормозные процессы, что позволяет снизить тонус мышц и уменьшить общую возбудимость.
  • Гидротерапия — хвойные/солевые ванны, купание с добавлением успокаивающих отваров/настоев трав (мята, валериана, пустырник, чабрец, мелисса), плавание в ванной/бассейне.
  • Тактильно-кинетическая стимуляция.
  • Строгое соблюдение режима бодрствования-сна и визуальных нагрузок.
  • Прогулки на свежем воздухе не менее 2-3 часов/сутки.
  • ЛФК (упражнения в вводе).
  • Кинезитерапия.
  • Музыкотерапия (успокаивающая музыка).
  • Психотерапевтическая коррекция в отношении «мать-дитя».

Медикаментозная коррекция

Медикаментозная терапия включает назначение ребенку седативных фито-препаратов в виде настоек, отваров, чаев, сборов (мята, валериана, пустырник, душица, хмель, чабрец, мелисса), Успокоительный сбор №2, Седавит сироп, Нервохеель, Валерианы экстракт, Ромашка аптечная, Пустырника настойка. Такие препараты снижают рефлекторную возбудимость ЦНС и усиливают процессы торможения в нейронах подкорковых/корковых структур головного мозга. Детям раннего возраста рекомендуются настои корня валерианы и пустырника.

Для улучшения мозгового метаболизма детям старшего возраста проводится метаболическая терапия (Корилип, Левокарнитин, Пантогам, Ноотропил, Глицин, Нейромультивит, Фенибут, Никотинамид).

При нарушениях мозгового кровообращения могут назначаться Стугерон, Пикамилон. Эффективно назначение соли магния (Магне В6). При склонности к судорогам показано назначение противосудорожных средств — Карбамазепин, Конвулекс.

Доктора

Лекарства

Процедуры и операции

К эффективным методам физиотерапии относятся теплолечение (парафиновые аппликации), лекарственный электрофорез, амплипульстерапия, синусоидальные модулированные токи, терапия по Войту, позволяющие улучшить метаболизм/кровоснабжение ткани мозга, снизить мышечный тонус и нормализовать нервно-мышечную проводимость.

Диета

Специальной диеты нет. Рекомендуется полноценное соответствующее возрастному периоду ребенка питание.

Профилактика

Специфическая профилактика отсутствует. Неспецифическим методом профилактики является минимизация риска перинатального поражения ЦНС:

  • родовых внутричерепных травм (правильная тактика родовспоможения);
  • инфицирования плода;
  • внутриутробной гипоксии.

Для родившегося ребёнка профилактические мероприятия сводятся к полноценному соответствующему возрасту вскармливанию, соблюдение режима «сон-бодрствование», закаливанию, регулярному проведению массажа/гимнастики, водных процедур, созданию благоприятной обстановки в семье.

Последствия и осложнения

При неблагоприятном развитии синдрома гиперактивности/отсутствии своевременного лечения у ребенка присутствует риск задержки психомоторного/доречевого развития относительно возраста, а также формирования стойких невротических расстройств/хронизации процесса с формированием социальной дезадаптации в школьном и последующих периодах жизни.

Прогноз

В целом при своевременно проведенной консервативной терапии гипервозбудимости у детей прогноз в подавляющем большинстве случаев благоприятный с полной компенсацией неврологических нарушений к 6-12 месяцу жизни ребенка. При неблагоприятном течении на фоне отсутствия лечения на 2-3 году жизни может развиваться синдром дефицита внимания с гиперактивностью, задержка психоречевого развития, дисфункция вегетативной нервной системы, дефицит когнитивных функций (дисграфия, дискалькулия), а позже (в раннем дошкольном/школьном) возрасте могут сформироваться различного рода стойкие невротические расстройства с нарушениями поведения и дезадаптацией ребенка в социальной среде, в том числе в период обучения в школе.

Список источников

  • Хетагурова Ю.Ю., Хубаева И.В. Состояние здоровья детей младшего возрасте с постгипоксическим поражение нервной системы // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 10-3. – С. 565-569.
  • Барашнев Ю.И. Перинатальная патология головного мозга: предел безопасности, ближайший и отдаленный прогноз // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 1998. -Т. 43. № 4. - С.6–12.
  • Барашнев Ю.И. Принципы реабилитационной терапии перинатальных повреждений нервной системы у новорожденных и детей первого года жизни. Рос. вестник перинатологии и педиатрии. 1999; 1: 7–13.
  • Батышева Т.Т., Архипов В.В., Чебаненко Н.В., Эсмурзиева З.И., Попова М.В., Иванникова М.Н. Современные методы коррекции гипоксическиишемических поражений центральной нервной системы у новорожденных. Материалы VII Междисциплинарного научно-практического конгресса с международным участием «Детский церебральный паралич и другие нарушения движения у детей» М. 2017.
  • Журба Л.С., О.В. Тимонина, Т.Н. Строганова, И.Н. Посикера. Клинико–генетические, ультразвуковые и электроэнцефалографические исследования синдрома гипервозбудимости центральной нервной системы у детей раннего возраста. Москва, Министерство Здравоохранения
  • РФ, 2001, 27 с.
Автор-составитель: Владимир Конев - врач, медицинский журналист Специальность: Эпидемиология, Гигиена, Инфекционные заболевания подробнее

Образование: Окончил Свердловское медицинское училище (1968 ‑ 1971 гг.) по специальности «Фельдшер». Окончил Донецкий медицинский институт (1975 ‑ 1981 гг.) по специальности «Врач эпидемиолог, гигиенист». Проходил аспирантуру в Центральном НИИ эпидемиологии г. Москва (1986 ‑ 1989 гг.). Ученая степень ‑ кандидат медицинских наук (степень присуждена в 1989 году, защита ‑ Центральный НИИ эпидемиологии г. Москва). Пройдены многочисленные курсы повышения квалификации по эпидемиологии и инфекционным заболеваниям.

Опыт работы: Работа заведующим отделением дезинфекции и стерилизации 1981 ‑ 1992 гг. Работа заведующим отделением особо опасных инфекций 1992 ‑ 2010 гг. Преподавательская деятельность в Мединституте 2010 ‑ 2013 гг.

Комментарии

Оцените статью: