Агрессия
11 января 2020

Общие сведения

Агрессия и агрессивное поведение относятся к одной из чрезвычайно значимых теоретических/практических проблем психологии, что обусловлено широким распространением насилия, конфликтов и террора в современном мире. Агрессивность в психологии — это целенаправленное деструктивное поведение личности, противоречащее правилам/нормам сосуществования в социуме в виде физического воздействия на одушевленные/неодушевленные объекты или нанесение морального вреда, вызывающее у них широкий спектр негативных переживаний/эмоций (страх, напряженность, подавленность и др.). То есть, проявлением агрессии не является обязательное нанесение реципиенту телесных повреждений, достаточным является результат целенаправленных действий с какими-либо негативными последствиями. В целом, термин «агрессия» обозначает атакующее, доминирующее, напористое и вредоносное поведение.

Такое определение рассматривает агрессию не как эмоцию, психологическую установку или мотив, а как модель поведения индивидуума в социуме и как особенность личности. Выражаться агрессия может физически, словесно (вербально) и языком тела (невербально). Очевидно, каждый из нас сталкивается с этим психологическим феноменом в своей повседневной жизни. Психологи различают агрессию, как специфическую форму поведения человека и агрессивность, как психическое свойство личности, в основе которой предпочтение/предрасположенность и готовность использовать средства насилия для реализации своих целей, т. е. готовность совершить агрессивный акт.

Агрессивное поведение является одной из форм реагирования индивидуума на различные неблагоприятные жизненные ситуации (в физическом/психическом отношении), вызывающие фрустрацию, стресс, чувство неудовлетворенности и др. Психологически агрессивное поведение является одним из способов разрешения различных проблем, связанных с защитой чувства собственной ценности, сохранением индивидуальности, повышения уровня самооценки и притязаний, усилением/сохранением контроля над окружением, значимым для субъекта.

По мнению ряда авторов агрессия, по сути, является неконструктивной формой адаптации личности к неблагоприятным ситуациям, которая обусловлена отсутствием гибкости/пластичности в решении проблем различного характера, неумением устанавливать контакты с окружением, наличием множества неразрешенных конфликтов. Такие личности имеют сниженный уровень психической адаптации из-за доминирования эго-защитной реакции. Субъекты с агрессивным поведением предъявляют значительно более высокие требования к людям окружающим их, чем к себе, находят всегда объяснение собственным неудачам вмешательством других людей, легко и быстро впадают в аффективное состояние при решении самых простых задач. По сути, агрессивность — это способ взаимодействия индивидуума с миром с выраженной эмоциональной окраской и явлениями социального аномального доминирования.

Наличие эмоциональной окраски агрессивных действий обусловлено необходимостью большого количества энергии для реализации целенаправленного нападения, которую агрессор черпает из своих эмоций, что и позволяет ему эффективно действовать. Однако, максимальная эффективность его действий, обусловлена в большей степени рациональностью поведения, а не силой проявления его эмоций.

Несмотря на негативизм этого феномена следует отметить, что агрессия является неотъемлемой частью любой личности и заложена в каждом из нас. Э. Фромм выделяет два вида агрессии:

  • Доброкачественная, биологически адаптивная агрессия, способствующая поддержанию жизни (оборонительная агрессия, творческая агрессия, психологическая разрядка). Это контролируемая агрессия. Такое агрессивное поведение может направлено на преодоление человеком препятствий, наступление, противодействие, психологическое давление на другого человека, однако при этом, умысла причинения боли, зла, страданий или ущерба нет.
  • Злокачественная (неконтролируемая) агрессия, не имеет отношения к сохранению жизни (агрессия, как самоутверждение, т. е. движение в направлении цели без страха, промедления, и сомнения).

Основоположник психоанализа З. Фрейд считал, что в основе агрессивного поведения человека лежит врожденный инстинкт борьбы, присущий всему животному миру, включая человека, позволяющий ему выживать в различных условиях существования. Выраженность агрессивности может варьировать в широких пределах (от едва заметной до чрезмерно выраженной). Крайней формой агрессии является «насилие» (физическое, психологическое, сексуальное, экономическое, социально-культурное), включающее широкий диапазон различных действий, целью которых является власть над другим человеком.

Очевидно, агрессивность должна присутствовать у развитой личности, поскольку потребности индивидуального развития формируют в человеке способность и стремление к устранению препятствий, в том числе и к их физическому преодолению. Полное отсутствие агрессивности формирует чрезмерную податливость индивидуума и невозможность иметь и реализовывать свою активную жизненную позицию.

Однако, чрезмерное ее развитие начинает быстро определять специфику личности, а частые приступы агрессии превращают ее в конфликтную с затруднением жизни в социуме. В крайнем выражении неконтролируемая агрессия становится клинической/социальной патологией, которая утрачивает избирательно-рациональную направленность и превращается в способ поведения, который проявляется в неоправданной жестокости, враждебности, злобности и негативизме.

Внутренняя агрессия, как это ни странно, имеет свойство накапливаться. Поскольку правила общежития в современном конформистском социуме в большинстве случаев предусматривают подавление агрессии — сдерживание злости, гнева, ярости, это формирует предпосылки к отсроченному эмоциональному/телесному взрыву. По сути, это подавленная агрессия, с которой часто сталкивается каждый человек. К сожалению, внутренняя агрессия не утилизируется в организме, ее можно либо выразить, либо подавить.

Возникает своего рода психологическая бифуркация: подавленная агрессия (самозапрет выражать гнев, ярость, враждебность) уходит на уровень подсознания и приводит к разрушительным действиям на наш организм (психогенные заболевания), а их выражение создает риск разрушения социальных/межличностных отношений. Единственным оптимальным способом разрешить это противоречие является научится выражать накопившуюся агрессию социально приемлемыми/безопасными средствами для себя и окружения. Регулярное снятие избыточной агрессии — это единственный путь не загонять агрессию глубоко внутрь и поддерживать свой организм в оптимальном эмоциональном состоянии. К таким способам относятся активные физические упражнения, способствующие мышечной разрядке (удары по груше, резкие прыжки, танцы), резкий крик, глубокое дыхание, смех, медитации и др.

Агрессивные действия присущи лицам всех возрастных групп. При этом, по мере взросления формы проявления агрессии изменяются. Агрессия может можно наблюдать у детей практически с самого раннего возраста преимущественно в импульсивных приступах упрямства, зачастую трудно поддающихся управлению взрослых.

Агрессивное поведение выражается в форме вспышек гнева/злости, сопровождающихся драчливостью, криком, кусанием, брыканием. В основе такого поведения — блокирование намеченной программы действий/желаний ребенка, что может вызвать гнев у ребенка или это результат воспитательных действий. Очевидно, что такое поведение вызвано состоянием беспомощности, дискомфорта или фрустрации и оно может считаться агрессивным весьма условно, поскольку у ребенка нет намерения причинять ущерб окружающим. Несмотря на негативное отношение окружающих на такие реакции ребенка, они не считаются ненормальными.

По мере взросления все активнее на первый план выдвигаются ссоры/конфликты с ровесниками, связанные с обладанием игрушками/вещами. Проявление агрессивности у детей зависят в основном от реакции родителей на агрессивные формы поведения. Постепенно ребенок начинает контролировать проявления агрессии и выражать ее в приемлемых рамках. Проявление агрессивности в подростковом/взрослом периоде обусловлены процессами идентификации пола с присущими гендерными (половыми) различиями. При этом, наблюдается также смена форм агрессивного поведения: частота простого физического воздействия резко сокращается за счет роста «социализированных» форм агрессии, таких как соперничество, оскорбление.

Не менее часто агрессивное поведение встречается и у стариков даже на фоне относительного здоровья. Агрессия у стариков обусловлена множеством факторов объективного и субъективного характера. Агрессия может быть одним из признаков деменции, начинающегося старческого маразма (слабоумия) или депрессии. Такие старики имеют проблемы с мышлением (отсутствие логики в рассуждениях) и памятью, нарастает пространственная дезориентация. Со временем постепенно начинает стираться и сама личность человека. Такие пожилые люди назойливы в общении и очень надоедливы, обидчивы и их реакция на «неправильное» общение с ними зачастую чрезвычайно агрессивна и неадекватна обстановке.

Кроме того, люди старческого возраста в своем большинстве чувствуют себя некомфортно: у него свой уклад жизни и ему трудно перестраиваться на образ жизни окружающих его относительно молодых людей, поэтому он настаивает на своем, спорит, не соглашается с очевидными фактами, поскольку это противоречит его опыту. Им присущи страхи перед одиночеством, смертью, его жизненный горизонт ограничивается замкнутым пространством и ему нужно все меньше и меньше. Многие из стариков не могут смириться с мыслью о заканчивающейся жизни, что и приводит к агрессии.

Гендерные (половые) различия в проявлениях агрессии

Наличие разницы в агрессивности полов признается большинством исследователей. Мальчики/мужчины типично проявляют более сильную агрессивность, чем девочки/женщины. Это различие присутствует во всех социальных слоях и многих культурах. При этом, мужчины всегда агрессивнее женщин во всех обществах; половые различия формируются с первых лет жизни ребенка, когда основания говорить о социальном влиянии отсутствуют; агрессивные действия взаимосвязаны и коррелируют с уровнем половых гормонов.

Также, существуют отличия в проявлении агрессии у мужчин и женщин. Агрессия у мужчин ассоциируется с моделью поведения, позволяющая им получать социальное/материальное/психологическое преимущество. Более того, причины агрессивного поведения мужчин часто лежат в сфере самореализации, особенно когда они в жизни не могут самореализоваться общепринятыми путями, не соответствуют нормам «статуса» и вынуждены демонстрировать свою мужественность, превосходство путем агрессии/насилия. Многие исследователи отмечает, что приступы агрессии — это специфическая мужская «недостаточность», которая преодолевается через демонстрацию силы, то есть через насилие и агрессивность реализуется восполнение «мужского неблагополучия» и неосознанная цель самоутверждения.

Женщины в силу своей высокой эмоциональности часто проявляют агрессию для эмоциональной разрядки без умысла причинить вред (кричат, плачут, обвиняют), после чего достаточно быстро перегорают. В то время как для мужчины агрессия способ повышения социального статуса, желание выглядеть привлекательным перед женщиной. Мужская агрессия преимущественно прямая, физическая; женская — пассивная, скрытая.

Очень многие авторы, считают, что различия в проявлениях агрессивности обусловлены социальными ролями, традиционно ассоциирующиеся с мужчинами и женщинами. Например, с раннего детства сыновьям покупают родители игрушечные пистолеты, а дочерям — кукол; внушают мальчикам, что они должны уметь постоять за себя, учат драться; масс-медиа часто показывают дерущихся мужчин, а не женщин. В целом, родители поощряют и охотно вознаграждают мальчиков за агрессивное поведение, а агрессию у женщин/девочек — не поощряют и даже наоборот, ругают за ее появление. В конечном итоге, мальчики прямо или косвенно осознают, что для мужчины агрессивность — это нормально, он должен уметь нападать и наказывать обидчика, отстаивать свои права, а женщины таким образом вести себя не должны.

Соответственно мужчины, поскольку агрессивность у них поощрялась, по мере взросления значительно чаще выступают с позиции агрессии/силы в различных жизненных ситуациях, включая межличностные взаимоотношения. Агрессивность девочек/женщин наказывается строже и осуждается обществом, поэтому они выбирают чаще для себя роли, лишённые этого элемента. Вспышки агрессии у женщин и применение ней прямой физической/вербальной агрессии не вписывается в сложившийся в обществе образ женщины как кроткого, нежного, мягкого и отзывчивого существа. Большинство женщин испытывают смущение и чувство вины от выраженного проявления своей агрессии в социуме.

По мнению Я. Копейко связи между уровнем тревожности и агрессивным поведением у мужчин и женщин различаются, поэтому агрессивное поведение мужчин обусловлено контролирующей функцией Суперэго и имеет более непосредственный характер, а у женщин агрессивное поведение связано с «силой — слабостью Эго» и является своего рода защитным механизмом. Женщины, в отличие от мужчин, более адаптивны, они значительно реже пытаются демонстрировать свое превосходства агрессивным поведением. Кроме того, большинство женщин применение агрессии для решения каких-либо проблем не одобряют и более чутко реагируют на последствия агрессивного поведения, как отношении других людей, так и в отношении самих себя. По мнению большинства ученых, причины агрессии у женщин обусловлены гормональными сдвигами (пубертатный период, предменструальный синдром, прием гормональных препаратов, климакс, беременность). Агрессивное поведение многие исследователи также связывают с изменением обмена нейромедиаторов (серотонина, норадреналина и дофамина).

Проблема агрессии в обществе

Агрессия и насилие, как ее крайнее выражение чрезвычайно распространены в современном обществе. Многие ученые рассматривают агрессию как результат общественного влияния. Ее проявления чрезвычайно многолики — от агрессии на индивидуальном уровне, в семье до масштабных агрессивных действий (рост числа правонарушений/преступности, обострение межнациональных/межэтнических конфликтов). Это обусловлено напряженной и неустойчивой экономической, социальной, экологической, идеологической обстановкой в нашем обществе, что способствует росту отклонений в психическом здоровье людей.

Одним из наиболее психотравмирующих факторов современности является информационное содержание СМИ. Большинство людей не имеют психологической автономии и устойчивых навыков критического отношения к получаемой информации и полностью доверяют ей. При этом, преобладает эмоционально окрашенная информация негативного характера с акцентом на агрессивные действия, которые травмируют психику, а после частой повторяемости и психодинамической проработки материала становятся чем-то обыденным и многими возводится в «норму».

Патогенез

Способности человека выстраивать отношения в социуме базируются на формировании баланса между процессами возбуждения в корковых нейронных сетях и торможения. Физиологической базой агрессивности является функциональная незрелость определенных структур головного мозга, осуществляющих контроль над эмоциями и поведением человека, проявляющаяся выраженным дисбалансом процессов возбуждения-торможения в структурах ЦНС. То есть, при проявлении раздражителя возбуждение преобладает, а процесс торможения «запаздывает» и является относительно слабым. Согласно последним исследованиям, нейробио­логическим базисом формирования агрессивных моделей социального поведения (доминирования) является нарушения функциональной связи при взаимодействии между рецептором TrkB и протеиновым фактором роста (BDNF).

Психологическая база агрессивности – это низкая способность личности к саморегуляции, неустойчивая самооценка, отсутствие навыков общения, зависимость от обстоятельств, а агрессия является именно тем способом, который позволяет снять напряжённость при умственных/эмоциональных нагрузках и ориентирован на целенаправленное получение желаемого или же защиту собственных интересов.

Классификация

Виды агрессии в психологии классифицируются по нескольким признакам.

По направленности на объект различают следующие виды:

  • Гетероагрессия — направленна на окружающих лиц: оскорбления, ненормативная лексика угрозы, физическое насилие (нанесение побоев, изнасилования, убийства и др.).
  • Аутоагрессия — направленна непосредственно на себя (саморазрушающее поведение, самоуничижение себя, включая самоубийства).

По причине появления выделяют:

  • Спонтанную агрессию — появляется под влиянием внутренних импульсов без видимой причины (неспровоцированная агрессия).
  • Реактивную агрессию — проявляется в виде ответной реакции на внешний раздражитель (конфликт/ссора и др.).

По целенаправленности:

  • Мотивационная (целевая) — выступает в виде заранее спланированного действия с целью нанесения вреда/ущерба объекту (оскорбление объекта с определенной целью, обида с последующим избиением и др.)
  • Инструментальная агрессия — является средством достижения определенного результата (победа в спорте, ребенок, агрессивно требующий, чтобы ему купили игрушку, взяли на руки и др.).
  • Немотивированная агрессия — не обусловлена какой-либо внешней причиной. Немотивированная агрессия часто является проявлением синдрома хронической усталости, астенического синдрома, психических расстройств (органический психоз, шизофрения, атипичная депрессия). Немотивированная агрессия у мужчин часто является проявлением употребления алкоголя/психоактивных веществ, а также синдромом их лишения (абстиненцией).

По открытости проявлений агрессии:

  • Прямая — направлена на объект, непосредственно вызывающий тревогу, возбуждение или раздражение: применение физического насилия, открытое хамство.
  • Косвенная — обращена на объекты, не вызывающие непосредственно раздражение/возбуждение, но удобные (безопасные) для проявления агрессии в их адрес: срывание злости на членах семьи без видимой причины.

По форме проявлений:

  • Вербальная агрессия (синонимы речевая или языковая агрессия). Выражается (реализуется) вербальная агрессия в словесной форме: оскорбления/угрозы с возможностью нанесения материального/морального ущерба объекту.
  • Физическая — проявляется прямым использованием силы для физического/морального ущерба объекту.
  • Экспрессивная — реализуется невербальными средствами: интонацией голоса, жестами, мимикой.

По выраженности агрессии:

  • Активная агрессия — это прямолинейная (прямая) агрессия, прерогатива сильных или отчаянных личностей. Проявляющий активную агрессию всегда подвергает себя риску, поскольку он обозначает себя, как агрессор и может получить активный ответ.
  • Пассивная агрессия — это опосредованная (косвенная) агрессия, то есть, это скрытая агрессия. Чаще это распространение определенной информации, которая и наносит вред, вызывая неприятные чувства у объекта (раздражение, стыд, ощущение глупости, страх, вину, замешательство, боязнь одиночества и др.). Пассивная агрессия чаще всего направлена на индивидуальные психологические комплексы. Пассивно агрессивное поведение позволяет агрессору уходить от ответственности, поскольку он как бы ни при чем. По сути, пассивно агрессивное повеление это агрессия без проявления агрессии. К разновидности пассивной агрессии относится замаскированная — скрытая агрессия. Чаще всего скрытая агрессия совсем не выглядит агрессией иногда даже в глазах самого «агрессора» и в большинстве случаев агрессией, как таковой не воспринимается, поскольку маскируется под заботу, внимательность, что намного хуже проявления явной агрессии. Как правило, жертва не пытается/не может сопротивляться, поскольку трудно противиться заботе, хорошему отношению, искренним поучениям и др.

Ниже на рисунке представлены формы агрессии по различным факторам.

Агрессия

Комбинации перечисленных форм агрессии дало возможность А. Бассу выделить восемь видов агрессивного поведения (рис. ниже).

Агрессия

Причины агрессии

Существуют многочисленные теории, пытающие объяснить психологический феномен агрессии и причины агрессивного поведения с позиций биологических и социальных предпосылок, отдельных поведенческих реакций и как одно из проявлений психических расстройств. Однако единой принятой теории агрессии нет, поскольку ни одна из них не дает исчерпывающего ответа на все вопросы. В настоящее время выделяются несколько групп факторов, оказывающих влияние на формирования агрессии.

  • Агрессия как инстинкт. По мнению авторов (З. Фрейд, К. Лоренц) агрессия, как инстинкт, способствует выживанию индивидуума, выполняя функции борьбы за пищевые ресурсы/территорию, защиту потомства/улучшения генофонда. Энергия агрессии возникает постоянно в организме человека, накапливается и в определенный момент реализуется. У каждого человека существуют свои границы, нарушение которых вызывает враждебность в поведении.
  • Агрессия, как специфическая реакция на фрустрацию (невозможность выполнить ранее намеченную/цель, реализовать важную для человека потребность). Это состояние характеризуется подавленностью, беспокойством, раздражительностью, злостью, гневом.
  • Агрессия, как приобретенная в процессе научения (наблюдения) модель социального поведения. Как показывает практика дети и взрослые легко и быстро перенимают несвойственные ранее им агрессивные реакции в процессе наблюдения (на жизненных примерах, в телепередачах, кинофильмах, в литературе) за поведением других людей, которые добиваются поставленной цели и при этом получают одобрение и остаются безнаказанными. Следует учитывать, что агрессивная модель поведения человека является «заразной», то есть, если хотя бы однажды ее применение было эффективным, она будет закрепляться (например, если удалось однажды добился путем применения физической силы своей цели, индивидуум и дальше будет использовать такую форму поведения).
  • Биологические факторы, как основа агрессии. Согласно этому подходу в основе агрессии лежат изменения гормонального фона (частые причины у женщин), психологические проблемы (наркомания/алкоголизм, никотиновая зависимость) и психические расстройства. Так, частые причины агрессии у мужчин обусловлены переизбытком тестостерона (мужской гормон), или же в период андропаузы (мужской менопаузы). Как правило, приступы агрессии у мужчин, причины которой обусловлены гормональным фактором наиболее сильно проявляются в определенные периоды жизни (у юношей в период окончания полового созревания, после 50 лет по мере угасания полового влечения). У женщин повышенная раздражительность и агрессия проявляется во время менструального цикла (предменструальный синдром). Внезапные приступы агрессии у женщин причины которых обусловлены изменениями гормонального фона могут проявляться во время беременности, после родов, а также на фоне приема гормональных препаратов.
  • Внешне средовые факторы, как причина агрессии. Вероятность раздражения и возникновения агрессивного поведения увеличивают такие факторы, как высокая температура воздуха, загрязнение воздуха (задымлённость, запыленность), неприятные запахи, духота, шум, тесное пространство, которые ухудшают его самочувствие и физическое/психическое состояние.
  • Индивидуальные особенности психологии и личностные качества: раздражительность, чрезмерная враждебность, боязнь общественного порицания, повышенное чувство стыда и др.

Симптомы

Проявления агрессии чрезвычайно разнообразны и многочисленны. Ее проявления определяются преимущественно формой агрессии. Агрессивное поведение включает несколько компонентов:

  • Познавательный компонент — заключается в понимании (осмыслении) ситуации, выделении объекта и формировании обоснованного мотива для проявления агрессии.
  • Эмоциональный компонент — представлен возникновением отрицательных эмоций: презрения, отвращения, гнева, злости.
  • Волевой компонент — это настойчивость, решительность, целеустремленность в проявлении агрессии.

При этом, степень выраженности каждого из компонентов этой триаде может существенно варьировать, что и определяет выраженность и характер агрессивного поведения.

Поскольку в рамках небольшой статьи нет возможности рассмотреть все формы проявления агрессии, рассмотрим кратко лишь несколько.

Вербальная агрессия (активная/пассивная)

Представляет собой чаще всего деструктивное словесное выражение эмоций с определенным аморальным замыслом. Агрессор хочет унизить и победить соперника/конкурента, выразить враждебность, несогласие, недовольство, сорвать злость. Вербальная агрессия/поведение противоречит общепринятым нормам поведения и морали, но осознанно применяется людьми, поскольку человека можно легко (запугать, подавить, обезоружить, заставить переживать отрицательные эмоции) своим словом. Появлениями вербальной агрессии являются сквернословие, упреки, обвинение, оскорбление, угроза, грубый тон разговора, клевета, злые шутки, ссора, проклятия, сплетни, ругань, негативный отзыв, истерика, пренебрежение, необоснованная критика, демонстративное игнорирование, визг, плач, крик, вопли другие агрессивные звуки и формы поведения.

Физическая агрессия (косвенная/прямая)

Ее проявления чрезвычайно разнообразны. Так, косвенная физическая агрессия направлена на нанесение материального ущерба другим лицам через непосредственные физические действия (порча/уничтожение чужих вещей, разрушение продуктов деятельности и др.). Прямая физическая агрессия реализуется путем непосредственного физического воздействия на другое лицо с унижением и причинение ему физической боли (удары, укусы, хватания за волосы, царапанья, удушения, сексуальное насилие).

Аутоагрессивное поведение (аутоагрессия)

Аутоагрессия — форма агрессивного поведения человека, при котором враждебные действия (осознанно/неосознанно) по ряду причин направляются на самого себя. То есть, это преднамеренная саморазрушающая активность (аутодеструкция) в психической, физической, социальной и духовной областях. Аутоагрессивное поведение делится на:

  • Прямое суицидальное поведение с целью лишение себя жизни в виде суицидальных попыток/завершенных суицидов.
  • Непрямое суицидальное поведение с целью причинение себе вреда (аутодеструкция) без лишения себя жизни, реализуемое в виде неосознанных и осознанных действий — самоповреждения в виде прижигания кожи сигаретой, втыкания игл, порезы на руках в области предплечья (селфхарм). Во многих случаях, у ребенка/подростка самоповреждение является осознанным/неосознанным ответом на сильную психологическую боль или эмоциональное потрясение. Поскольку во время самоповреждения внимание переключается на ощущение физической боли, психическая/эмоциональная боль (ощущение тревоги, чувство вины, стресса, депрессии, мучительные воспоминания) временно притупляется, а эмоциональное состояние улучшается. Однако после прекращения действия эндорфинов/затухания физической боли эмоциональные страдания вновь возвращаются, что вызывает необходимость вновь повторять акт самоповреждения и это часто превращается в привычку, что объясняет, зачем подростки делают порезы на руках и ногах на протяжении нескольких лет.

Особенно широко распространён селфхарм у подростков (вредят себе так или иначе 13-15% людей в возрасте 13-18 лет). Реализуется акт самоповреждения через порез вены на руке (чаще всего на запястьях, реже на ногах). Более того, порезы на руках лезвием у подростков часто используются для привлечения внимания к себе или являются следствием одиночества, потерянности, внутренней эмоциональной пустоты. Как правило, подростки с суицидальным поведением живут в отягощенном социальном окружении: одиночество, неблагополучная семья, отсутствие доверия к взрослым. Суицидальная готовность формируется постепенно на фоне длительных психотравмирующих переживаний, однако, при этом, настоящее желание умереть отсутствует. Скорее это стремление подростка привлечь внимание к своему страданию, своеобразный крик о помощи при отсутствии осознания последствий таких поступков. К сожалению, в молодежной среде селфхарм часто воспринимается как обыденное и даже модное явление.

Однако селфхарм не является специфическим подростковым явлением. Достаточно часто встречается аутоагрессия у взрослых лиц. Но круг проявлений аутоагрессии у взрослых значительно шире: от самообвинения/самоуничижения до причинения себе боли различными способами, в том числе нанесения тяжелых повреждений и суицидальных действий. К аутоагрессивному поведению взрослых лиц относят алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, курение, злоупотребление лекарствами, ожирение и др.

Проявлениями скрытого (латентного) суицидального поведения могут быть: пренебрежение врачебными рекомендациями, аскетизм, занятия экстремальным спортом (парашютный, горнолыжный, дайвинг, скалолазание), антисоциальное поведение, небрежное вождение машины (превышение скорости), профессии, связаны с риском и др. Самоповреждающее поведение у взрослых может быть проявлением различных верований и ритуалов, результатом трудностей с социальной адаптацией и неуспешностью межличностного общения/взаимодействия.

Аутоагрессия относится к чрезвычайно сложному феномену психики человека, реализующаяся в процессе развертывания его духовного/социального бытия, поскольку она противоречит основному инстинкту человека. До настоящего времени проблема остается не до конца изученным явлением требующим своевременного лечения.

Анализы и диагностика

Разработано множество различных методов исследования агрессии, позволяющие представить поведение человека, присущее ему в критических ситуациях, которые потенциально могут провоцировать агрессию.

Опросные методы изучения агрессии

Наиболее часто используется тест на агрессивность (так называемый опросник), разработанные различными авторами. Некоторые из них предназначены для оценки общей агрессивности, другие — для изучения агрессивного поведения человека в конкретных ситуациях. Многие опросники составлены с целью чтобы опрашиваемые лица не догадывались о заинтересованности в выявлении их агрессивности. Как правило опросники используются в случаях, когда предметом исследования является поведение не поощряемое/неприемлемое в данной культуре, т.е. агрессии, в которой люди признаваться не хотят.

С этой целью широко используется методика Басса-Дарки для диагностики агрессивности. После ответа на вопросы и их обработке они оцениваются по специальной шкале, которые авторы относят к важным показателям агрессии. Тест Басса-Дарки на агрессивность позволяет достаточно точно отнести охарактеризовать личность. При обработке ответов используется специальная шкала, в которой представлены различные виды агрессии и враждебного поведения. Число совпадений ответов опрашиваемых лиц с ключом позволяет определить степень выраженности разных форм агрессивных реакций, вычислить индексы агрессивности и враждебности.

Существуют и другие методики диагностики. Так методики диагностики агрессивности у дошкольников включают метод «Картинки»; методику Рене Жиля; методику «Незаконченные истории», методики «Автопортрет» и «Несуществующее животное», графические методики М. Друзкевич, детский апперцептивный тест (САТ). Правильно проведенная диагностика агрессивности у дошкольников позволяет выявить тенденции к агрессивному поведению, отношение ребенка к окружающим, уровень тревожности, стремление к лидерству, умения общаться со сверстниками/взрослыми, стиль поведения в конфликтных ситуациях, наличие внутрисемейных конфликтов и др.

Для младших школьников методики несколько отличаются. Используются преимущественно проективные методики (рисование — методика «Крокодилы», графическая методика «Кактус», «Рисунок несуществующего животного» и др.), наблюдение по специально разработанной программе в специально отобранных ситуациях, беседа, реже — опросники. Тест на агрессивность для подростков включает анкетирование, опросник Басса-Дарки, опросник П. Ковалева «Агрессивное поведение» и др.

Лечение, как избавиться от агрессии и злости

Прежде всего следует отметить, что «среднестатистическая» агрессия (возникающие в бытовых ситуациях негативные эмоции), проявляющиеся преимущественно в виде повышения голоса и в поиске повода для «наезда», если они являются эпизодическими и поддаются контролю медикаментозного лечения не требуют. Скорее всего, если такие приступы становятся частым явлением и вам уже трудно бороться с приступами гнева речь должна идти о необходимости проведения психокоррекции поведения, что позволит вам справиться с этим феноменом и позволит научиться сдерживать гнев и раздражение.

Многих интересует, можно ли научиться контролировать свои эмоции и гнев самостоятельно без помощи психотерапевта? Если проявления агрессивного поведения не сопровождается неконтролируемыми вспышками гнева, ярости и не сопровождаются насилием, деструктивными проявлениями при высокой мотивации «бороться с гневом», доставляющего неприятные эмоции, можно и самостоятельно. Однако, это не относится к лицам, у которых агрессия является одним из симптомов различных психических патологий (шизофрения, эпилепсия, психопатии, острый психоз, патологическая зависимость — интернет-зависимость, игромания, алкоголизм, токсикомании и др.). Следует также учесть, что чтобы справиться с гневом и раздражительностью необходимы систематические усилия, направленные на выработку новой модели реагирования на жизненные ситуации и сильно выраженное стремление побороть привычную агрессивную модель реагирования (т. е. усмирить проявления негативных эмоций). По сути, необходима корректировка восприятия жизненных ситуаций и сложившихся негативных установок на них, что и позволит контролировать проявления агрессии.

Самостоятельная борьба со вспышками агрессии включает:

  • Установление причины агрессивного поведения. Следует проанализировать объекты/ситуации, при которых возникают негативные эмоции и агрессия на них. Часто имеет место подмена объекта, например, общение с неопрятным коллегой на работе, но при этом удается сдержать гнев, который выливается в агрессивное поведение в семье. По возможности старайтесь избегать ситуаций и «токсических» людей, общение с которыми заставляет вас злиться.
  • Научитесь своевременно отслеживать и гасить негативные ментально-астральные мысли и формы, когда в ответ на неприятное для вас событие образуется негативная мысле-эмоциональная петля, петли усиливают друг друга и накручивают человека, вызывая неадекватное состояние.
  • Если сдержать гнев не удалось при появлении желания агрессивно ответить постарайтесь закрыть глаза и переключить свое внимание на что-либо другое, сделав несколько глубоких вдохов и выдохов. В основе того, как сдержать гнев лежит умение управлять своими эмоциями. Для этого необходимо уменьшить интенсивность эмоционального компонента при общении за счет повышения активности мышления. Помните, что чем больше эмоций присутствует в вашем поведении, тем меньше в нем разумности. Попробуйте ввести для себя правило, не реагировать моментально на неприятные ситуации, а посчитать до 10, а затем уже отвечать. Это позволит вам немного поразмышлять над ситуацией, посмотреть и оценить ее более объективно.
  • Упреждайте проявления агрессии. В случаях, когда вы чувствуете, что ситуация накаляется, удалитесь от такого человека/ситуации под любым предлогом.
  • Хорошим способом, позволяющим, как управлять гневом и раздражением, так и снизить его проявления, является освоение релаксационных техник (дыхательные техники, медитации, мышечная релаксация и др.)
  • Подкрепляйте новое, здоровое, позитивное поведение. Хвалите и поощряйте себя, если вам удалось сдержать себя и не проявить агрессию.
  • Периодически принимайте легкие успокоительные препараты растительного происхождения (валериана, настойка пустырника) и др. специальные препараты.
  • Не копите в себе негативные эмоции и агрессии. Важным способом, позволяющим как управлять гневом, так и предупреждать его появление является «физическая разрядка» — выполнение физических упражнений в высоком темпе, усиливающих выработку адреналина ( удары по груше, прыжки, бег, ритмичная гимнастика, велоспорт, бег и др.).

Выполнение этих установок позволит вам как контролировать свой гнев, так и снизить интенсивность/частоту агрессивных проявлений. Если эти рекомендации не эффективны для вас, а проявления агрессии нарастают и проявляются все чаще необходимо обратиться к психологу/психотерапевту.

Не менее важным являются знания как противостоять агрессии и навыки их воплощения в практику.
Прежде всего, не отвечайте агрессией на агрессию сразу, поскольку первая реакция обусловлена большим выбросом адреналина — сделайте паузу, поскольку вы в значительной степени дезориентированы и сразу найти правильные аргументы/слова будет непросто. Вдохните максимальное количество воздуха, выдохните и лишь потом решайте, как реагировать на агрессию. Но учтите, что ответная агрессия — очень плохой выбор. Лучше четко обозначить свою позицию, например, твои высказывания оскорбляет меня, я больше не хочу и не буду с тобой общаться, причем, сделать это нужно в форме нейтрального высказывания в спокойной манере. Хорошо помогает противостоять агрессии использования юмора/сарказма, например, «улыбнитесь и скажите ты же у нас одна такая умная, а мы все недоразвиты, как бы жили без тебя!» Помните, более важным является не то, что вы ответите агрессору, а то, как вы это скажете.

Хорошим способом, как реагировать на агрессию и оскорбления является увеличение дистанции с агрессором, улыбка с покачиванием головой и даже смех с сохранением спокойствия. Зачастую молчание и улыбка на агрессию (т.е. игнорирование агрессивного поведения) значительно эффективнее ответной агрессии. Если вы все же решили ответить, делайте это спокойно с достоинством. И никогда не оправдывайтесь, если вы не виноваты.

Очень часто агрессивное поведение встречается в семьях, в том числе агрессия и гнев на ребенка. Часто родители не знают, как справиться с агрессией на ребенка.

АгрессияПрежде всего, агрессия на ребенка возникает, когда родители не могут контролировать ситуацию, боятся потерять влияние авторитет в семье, разочаровываются в своих ожиданиях. К сожалению, безагрессивное поведение родителей чрезвычайно редкое явление. И ничего страшного в ее эпизодическом проявлении нет. Более важным является форма ее выражения.

Это не означает, что что на ребенка допустимо кричать, применять физическое насилие и тем более оскорблять его. Агрессивный срыв с истериками/криками вреден в равной степени для ребенка и мамы. Многие женщины изо всех сил стараются соответствовать образу идеальной мамы, категорически себе запрещают злиться на ребенка и, как правило, раньше или позже неизбежно срываются. Не испытывать негативные эмоции и не злиться невозможно.

Основная задача родителей не пытаться быть любой ценой идеальными, а уметь выстраивать диалог с ребенком и корректно выражать негативные чувства перед ним, избегая истерики, криков и физического насилия. Родителям, испытывающим вспышки агрессии по отношению к ребенку, нужно постоянно работать со своими эмоциями и уделять больше внимания внутреннему миру ребенку. Старайтесь меньше читать ребенку нотации, лучше объясните негативные последствия его поступка, проговорите ситуацию, приведите примеры, объясняющие почему поступать так нельзя. Никогда нельзя смешивать эмоции с фактами. Если вы по какой-то причине сорвались, попробуйте глубоко подышат и успокоиться, а затем попросите у ребенка прощения и объясните ему: почему так произошло (мама очень устала, а ты не сходил в магазин как я просила; ты соврал мне, не приготовил уроки, отобрал у девочки игрушку и т. д.).

Медикаментозная терапия

ДиазепамПатологические проявления агрессии (неуправляемый гнев, вспышки ярости, насилия, разрушительные действия) требуют чаще всего фармакологической коррекции. В терапии острой агрессии применяются комбинации сильнодействующих нейролептиков и быстро действующих бензодиазепинов, фармакологическое воздействие которых на агрессивное поведение опирается на способность психотропных, препаратов оказывать влияние на уровень/соотношение нейромедиаторов. Положительный эффект, достигаемый назначением нейролептиков обусловлен не столько их седирующим действием, скорее антидофаминергической активностью препаратов-антипсихотиков и их способностью блокировать постсинаптические дофаминовые, а также пресинаптические альфа-адренорецепторы. К сожалению, отдельно выделенной группы лекарственных препаратов для лечения агрессивности не существует. Ряд психотропных средств, используемых в лечении агрессивных состояний не очень широкий.

Нейролептики (антипсихотики) используют как для разового (однократного) приема для купирования приступа агрессивности, так и для длительного постоянного приема при лечении неврозов, психозов, сопровождающихся выраженным агрессивным поведением. С этой целью могут назначаться Хлорпротиксен, Перициазин (Неулептил), Левомепромазин, Зуклопентиксол, Тиоридазин (Сонапакс), Хлорпромазин и др. Действие препаратов базируется на нормализации нарушенного обмена нейромедиаторов и усиления процессов торможения в структурах головного мозга.

Для длительного планового лечения агрессивности используются нормотимики (регуляторы настроения), действие которых направлено на восстановление баланса между возбуждением и процессами торможения в структурах головного мозга. Основными препаратами этой группы являются: Вальпроевая кислота, Карбамазепин, Ламотриджин, соли лития.

При повышенной раздражительности могут назначаться короткими курсами/однократно транквилизаторы, оказывающие более мягкий эффект в сравнении с нейролептиками. Используют при невыраженной агрессивности, вызванной депрессивными расстройствами, переутомлениями (Алпразолам, Гидроксизин, Диазепам).

При высокой раздражительности на фоне эндогенной, невротической и органической депрессии используются антидепрессанты, назначаемые курсами по несколько месяцев (Амитриптилин, Флувоксамин, Агомелатин, Пароксетин, Кломипрамин, Эсциталопрам и др.).

Еще одной группой лекарственных средств, используемых курсами в лечении агрессии, являются ноотропы и нейрометаболические средства, широко используемые для укрепления психики, нормализации метаболизм нервных клеток, а также для улучшения когнитивных функций (внимание, память, обучение). Особенно эффективны при агрессивности, обусловленной переутомлением. К препаратам этой группы относятся Ноотропил, Глицин, Винпоцетин, Аминофенилмасляная кислота.

Следует учитывать, что препараты этих групп имеют свои показания и противопоказания и должны назначаться специалистом. Не пытайтесь самостоятельно назначать себе и принимать разные успокоительные средства для лечения с агрессии.

Доктора

Лекарства

Процедуры и операции

Отсутствуют.

Детская агрессия ее причины и последствия

Как уже отмечалась, агрессивные действия у ребенка наблюдаются с раннего детства. Вначале, это проявляется преимущественно в импульсивных приступах упрямства, сопровождающихся вспышками гнева, злости, часто с кусанием, криком, драчливостью, которые не поддаются управлению родителями. Такие дети обижаются по каждому поводу легко выходят из себя. Агрессивные дети раздражительны, драчливы, обидчивы, легко/быстро возбудимы, упрямы, несговорчивы и настроены враждебно к окружающим. Отношения маленьких агрессоров с родителями, педагогами и сверстниками всегда напряжены.

Исследователями были выявлены следующие критерии агрессивности ребенка:

  • Частая потеря контроля над собой, над своими эмоциями.
  • Часто отказывается что-либо сделать и сердится.
  • Часто противоречит, спорит, ругается с взрослыми.
  • Часто специально провоцирует и раздражает взрослых/детей.
  • Часто категорически отказывается выполнять требования и правила.
  • Завистлив, мстителен, в своих ошибках винит других.
  • Высоко чувствителен к негативному отношению к себе, быстро реагирует на все действия детей и взрослых окружающих.
  • Имеют неврологические недостатки: рассеянное/неустойчивое внимание, слабая память, плохое запоминание.
  • Не прогнозирует последствий своих действий.

У детей любого возраста выделяются 2 формы агрессии:

  • Недеструктивная агрессия — неврожденное настойчивое самозащитное поведение с целью достижения цели. Эта форма агрессии вызвана врожденными механизмами, которые направлены на адаптацию к внешней среде — самоутверждение, приобретение опыта, достижение цели, удовлетворение желаний. Проявляется сразу после рождения ребенка.
  • Враждебная деструктивность — неприятное, злобное поведение, причиняющее окружающим боль, проявляющееся яростью, гневом, ненавистью, мстительностью, задиристостью и др. Враждебная деструктивность после рождения не проявляется сразу, но механизмы ее генерирования существуют с начала жизни ребенка.

Причины детской агрессии варьируют в широких пределах. Выделим лишь некоторые из них:

  • Стремление к доминированию (быть главным).
  • Привлечение внимания к себе у сверстников.
  • Подчеркивание своего превосходства с ущемлением достоинства других.
  • Защита и месть (как правило в ответ на насильственные действия окружающих).
  • Стремление получить нужный/желаемый предмет.

Психологи считают, что агрессия у ребенка 2 лет (до 3 лет) является естественным процессом и родители не должны пугаться и переживать. Как правило причинами агрессивного подведения у ребенка 2 лет является усталость, перевозбуждение, плохое самочувствие, голод/жажда. Агрессивное поведение особенно часто проявляется у ребенка в первый кризисный период (3 года), однако при отсутствии биологического фактора агрессивности и правильном подходе родителей к этой проблеме впоследствии у детей 3-4 лет агрессивное поведение исчезает. Однако, если агрессия у ребенка 3 лет нарастает/учащаются случаи агрессии, родителям следует проанализировать атмосферу в семье, методы воздействия на ребенка или обратиться к психологу.

Следует помнить, что агрессия у детей дошкольного возраста, а также младших школьников часто является следствием негативных примеров поведения среди взрослых, ближайшего окружения. Чаще всего таким примером является агрессия в семье (агрессивная модель домашнего поведения родителей), которую ребёнок ретранслирует на свое окружение. Именно семья, средства массовой информации и окружающие дети являются основными факторами (при условии, что ребенок здоров), влияющими на уровень агрессивности у дошкольника.

Агрессия у ребенка 7 лет (начальный школьный период) часто бывает причиной кризиса в развитии. Ребенок нуждается в новом типе связей, он «вырос» из старых детских отношений с окружением, однако взрослые продолжают себя вести «как с маленьким ребенком», что может вызвать гнев у ребенка у которого уже сформировались навыки самостоятельного поведения, накопился достаточный словарный запас и появилась потребность в значительно большей свободе действий.

Следует отметить, что агрессивные действия у большинства детей этого возраста носят реактивный или инструментальный характер. И лишь у меньшей части детей имеют место не имеющие цели агрессивные действия, направленные в основном на причинение вреда другому. При этом, унижение сверстника/физическая боль вызывают у них удовлетворение (то есть, агрессия выступает а качестве самоцели), что может быть признаком склонности ребёнка к жестокости/враждебности и должно вызвать особую тревогу.

Агрессивное поведение подростков — чрезвычайно серьезная проблема. Результаты исследований агрессивности свидетельствует, что 35% подростков имеют высокую тревожность (напряженность, озабоченность, внутреннее беспокойство). Высокий уровень агрессивности свойственен 40% подросткам, которые характеризуются невыдержанностью, низким уровнем самоконтроля, раздражительностью, вспыльчивостью. При этом, уровень вербальной агрессии отмечается у 70%, что свидетельствует о частом употреблении большинством подростков различных словесных оскорблений (рис. ниже).

Агрессия

Психофизиологические особенности этого возрастного периода обусловлены возрастными особенностями взаимодействия ЦНС и эндокринной системы. Прежде всего они вызваны резким повышением активности гипофиза, гипоталамуса и нервных центров, а также взрывной активностью половых желез, что приводит к повышенному выбросу половых гормонов в кровь, оказывающих специфическое действие на весь организм, в том числе и на психику/поведение подростка.

По сути, в это период осуществляется коренная перестройка всех основных биологических и психофизиологических структур, что и вызывает «системный кризис личности». Для подростков в период полового созревания характерна высокая степень тревожности, проявляющаяся вспыльчивостью, упрямством, раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью, резкой возбудимостью, которые манифестируют на фоне быстрой утомляемости и пониженной концентрации внимания, что в совокупности стимулирует появление агрессивных поведенческих реакций.

Кроме пубертатных изменений у подростков идет процесс самоидентификации, поиск новых социальных позиций (развертка в будущее), на основе которых складывается система социальных установок/этических представлений и способность к сознательному поведению. При этом, механизмы самоконтроля и внутреннего торможения у подростков недостаточно развиты, а поведение, свойственное взрослым лицам, стабилизируется лишь на следующих этапах взросления. В отличии от младших детей, в формировании подростковой агрессии принимает участие вся среда (семья, учебное заведение, СМИ, подростковая среда, патологическая субкультура, мода и т.д.), что затрудняет коррекцию поведения.

Рекомендации родителям при детской агрессии

  • Прежде всего необходимо, чтобы ребенок осознал свою агрессию — стимулируйте всячески осознание детьми негативности и особенности вспыльчивого поведения. Объясните ему, что такое вспышка гнева и чем такие вспышки плохи, расскажите, как чувствует обиженный им ребенок/животное. Ставьте агрессивного ребенка на место жертвы притеснения/агрессии.
  • Постарайтесь разобраться с характером детской агрессивности – она носит защитный характер или похожа на направленную жестокость без какого-либо сочувствия к обиженным.
  • Выясните в каких случаях он теряет над собой контроль. Изучите палитру его эмоциональных состояний, предшествующих агрессии. Объясняйте зачем необходимо «контролировать» собственную агрессию и как это можно делать.
  • Не забывайте, что даже после того, как ребенок начал осознавать пагубность агрессивного поведения и у него появилось желание измениться, это нельзя сделать в одночасье. Это достаточно медленный процесс с частыми срывами и родителям нельзя паниковать и опускать руки. Вы должны вселять уверенность ребенку в успехе.
  • Подходите спокойно к любой ситуации, чаще демонстрируйте ребенку свою любовь и дружеский настрой.
  • Развивайте у ребенка чувство эмпатии, гуманных чувств, сочувствия к взрослым, сверстникам и живому миру (животные, растения, насекомые, птицы).
  • Стимулируйте навык признавать свои ошибки, переживание вину/чувство неловкости за агрессивное поведение.
  • Воспитывайте умение выражать агрессию/гнев в приемлемой форме и выражать негативные эмоции не гневом, а другими эмоциями/поведением.

Это лишь рекомендации родителям общего характера. Каждый ребенок индивидуален и решать проблему агрессии также рекомендуется индивидуально, обратившись к специалисту (то есть советы психолога должны быть даны конкретному ребенку с учетом данных его обследования). Очевидно, что при агрессии у ребенка 7 лет советы психолога будут отличаться от советов при агрессии у подроста или ребенка дошкольного возраста.

Агрессия при беременности

Агрессивное поведение при беременности во многом обусловлено изменением гормонального фона (уровня прогестерона/эстрогена), что влияет на функции нейромедиаторов головного мозга и проявляется повышенной эмоциональностью и чувствительностью (эмоции на поверхности, ярче, ближе), резкими перепадами настроения и беспокойства. В силу вышеописанного женщина в период беременности становится более ранимой/уязвимой, поскольку психологические защитные механизмы «пробуксовывают».

Соответственно у женщин ярче проявляются такие феномены, как большая потребность в защищенности, заботе, эмоциональной близости, плаксивость. Специфические физиологические перестройки в женском организме (тошнота, запоры, увеличение массы тела, боль в пояснице, ногах) с которыми ей приходится жить также сказываются на психическом состоянии, выбывая негативное отношение и гнев. Переутомление и стресс, токсикоз, запрет на негативные эмоции, завышенные требования к самой себе и окружающих к беременной женщине, боязнь предстоящих родов, переживания за ребенка, сомнения в муже, чувство несправедливости, отказ от активного привычного образа жизни выливаются в жалость к себе и агрессивные реакции по отношению к окружающим.

Как во время беременности бороться с агрессией?

Стабильность эмоционального фона и предупреждение агрессии достигаются путем соблюдения следующих рекомендаций:

  • Соблюдайте рациональный режим, включающий достаточный полноценный сон, в том числе, дневной отдых, полноценное питание с учетом показателей роста массы тела, прогулки на свежем воздухе.
  • Практикуйте позитивное мышление и эмоции, ищите ярких впечатлений (посещение выставок, театра, курсы будущих мам, занимайтесь делом, требующим сосредоточенности — шитье, вышивка), активно общайтесь с другими беременными, слушайте спокойную музыку, смотрите добрые фильмы без сцен насилия, занимайтесь спортом (аквааэробика, плавание, йога для беременных).
  • Избегайте разговоров/мыслей о преждевременных родах, муках родоразрешения, осложнениях, аномалиях новорожденных.
  • Поддерживайте душевное равновесие. Если вас что-либо раздражает, не копите в себе раздражение и злость. Объясните всем членам семьи, что вы чувствуете и откровенно проговорите взаимные претензии, но не манипулируйте своим состоянием, требуя невозможного. Если у вас возникают трудности не стесняйтесь просить помощи у близких вам людей.
  • Научитесь управлять раздражением и приступами агрессии (практикуйте глубокое дыхание, переключайтесь с раздражающей ситуации/объекта на малыша: начните поглаживать живот поговорите с ребенком). Это автоматически притупит агрессию и пробудит нежность. Практикуйте аффирмации (повторения фраз, закрепляющие в подсознании определенную установку). Например, «моя беременность протекает нормально», «я управляю собой», «я уверена в себе», «я не буду ссориться с мужем» и др. Проговаривайте аффирмации в спокойной обстановке стоя перед зеркалом, концентрируясь на желаемом эффекте и своих ощущениях.
  • Если проблему самостоятельно решить не удается, необходимо не стесняться обратиться к психологу/психотерапевту.

Диета

Специально разработанной диеты при склонности к агрессивному поведению нет. К общим рекомендация можно отнести ограничение в рационе питания транс-жиров, сахара, кофе/крепкого чая.

Профилактика

Профилактика агрессивного/аутоагрессивного поведения должна начинаться с детского возраста, в основе которых гармоничные отношения в семье ребенка, формирование правильных интерперсональных отношений в различных детских коллективах (садик, школа), своевременная коррекция агрессивного поведения до момента его психологического закрепления, как основной реакции на внешний мир, своевременное лечение заболеваний, потенциально способствующих развитию агрессии и затруднению социализации ребенка. Профилактикой уже сложившегося систематического агрессивного поведения у взрослых является психологическая коррекция установок и поведения в целом.

Последствия и осложнения

Частая и выраженная агрессивность, подкрепляемая неблагополучной семейной обстановкой и отсутствием воспитания, закрепляется в личностных качествах ребенка и уже к пубертатному периоду формируются у подростков характерологические черты на основе обид, гнева, озлобленности. По мере взросления развиваются личностные расстройства (психопатии, акцентуации) с преобладанием агрессивности. Во взрослом состоянии возрастает риск развития социальной дезадаптации, девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения, различного рода правонарушений. При развитии аутоагрессии подростки и взрослые наносят себе повреждения, предпринимают попытки самоубийства.

Прогноз

Непатологические формы агрессивного поведения при определенных усилиях, в том числе и с помощью психотерапевта, успешно корректируется и в большинстве случаев прогноз благоприятный. Патологические агрессивные поступки, обусловленные аномальной личностной структурой (завышенный уровень притязаний, неадекватная самооценка, эгоцентризм, недостаточность волевого контроля и др.) или являющиеся одним из проявлений различных психических патологий (шизофрения, эпилепсия, психопатии, острый психоз, патологическая зависимость — интернет-зависимость, игромания, алкоголизм, токсикомании и др.). Прогноз в таких случаях определяется в каждом конкретном случае.

Список источников

  • Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. М.: Прайм-Еврознак, 2005. 512 с.
  • Алфимова, М.В. Психогенетика агрессивности / М.В. Алфимова, В.И. Трубникова // Вопросы психологии. - 2000. - № 6. - С. 112- 122.
  • Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. Агресссия - СПб.: Питер, 1997.-336 с.
  • Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии. // Прикладная психология. – 2001. - № 1. – С. 60-72.
  • Щербина, Ю. В. Речевая агрессия. Территория вражды: учеб. пособие / Ю. В. Щербина. — М.: Форум, 2013.
Автор-составитель: Владимир Конев - врач, медицинский журналист Специальность: Эпидемиология, Гигиена, Инфекционные заболевания подробнее

Образование: Окончил Свердловское медицинское училище (1968 ‑ 1971 гг.) по специальности «Фельдшер». Окончил Донецкий медицинский институт (1975 ‑ 1981 гг.) по специальности «Врач эпидемиолог, гигиенист». Проходил аспирантуру в Центральном НИИ эпидемиологии г. Москва (1986 ‑ 1989 гг.). Ученая степень ‑ кандидат медицинских наук (степень присуждена в 1989 году, защита ‑ Центральный НИИ эпидемиологии г. Москва). Пройдены многочисленные курсы повышения квалификации по эпидемиологии и инфекционным заболеваниям.

Опыт работы: Работа заведующим отделением дезинфекции и стерилизации 1981 ‑ 1992 гг. Работа заведующим отделением особо опасных инфекций 1992 ‑ 2010 гг. Преподавательская деятельность в Мединституте 2010 ‑ 2013 гг.

Комментарии

Оцените статью: