Алалия
2 ноября 2020

Общие сведения

Функция речи для человека очень важна, поскольку это способ общения и взаимодействия с окружающими. У ребенка эта функция развивается раньше других и речевое развитие имеет несколько стадий. С рождения до 3-х лет у ребенка закладываются основы речевой функции. Если развитие речи у детей задерживается, то отстает в развитии не только эмоциональная сфера, но и психическое развитие. Нарушения развития речи очень разнообразны и требуют ранней специальной коррекции. Вовремя начатая коррекция дает возможность ребенку нормально развиваться и пойти в общеобразовательную школу вместе со сверстниками.

Одной из форм нарушения развития речи является алалия. Болезнь «алалия» означает тяжелое нарушение речевой функции или полное отсутствие речи из-за недостаточного развития мозговых структур (речевых центров коры), которые задействованы в речевой функции. При этом слух и интеллект у ребенка сохранены. Несовершенство речевых центров полушарий мозга может быть врожденным или приобретенным. Алалия по международным классификациям называется «дисфазия». Среди дошкольников эта патология встречается у 1%, а среди школьников у 0,5%. У мальчиков отмечается в 2 раза чаще.

При этой патологии недоразвитие речи имеет системный характер — нарушаются все ее компоненты. В результате этого речь может полностью отсутствовать, ребенок может не понимать обращенную речь, общаться с применением лепетных слов, у него может быть бедный словарный запас, трудности при порождении предложений, нарушение звукопроизношения и прочее. Реабилитация детей занимает много времени и проводится специалистами разного профиля (логопеды, дефектологи, неврологи, нейропсихологи) в сотрудничестве с родителями. Только такой подход дает возможность исправить дефект речи и улучшить адаптацию ребенка к среде.

Патогенез

В формировании речевой функции участвует следующие мозговые структуры:

  • Зона Вернике — это акустический анализатор, который дает возможность узнавать различные звуки речи; отвечает за понимание информации. В этой зоне звуки речи преобразовываются в нейронные коды. При поражении этой зоны возникает сенсорная алалия. При повреждении этой области человек не способен воспринимать речь. Эта зона находится в верхней височной извилины левого полушария у правшей.
  • Зона Брока — это двигательный центр речи, который отвечает за воспроизведение речи. Локализуется в лобной извилине левого полушария у правшей. Данный участок коры управляет мышцами, которые участвуют в воспроизведении звуков и речи. При поражении этого центра Брока развивается моторная афазия. Больные понимают речь, но не могут говорить, читать и писать,
  • Поля перекрытия за счет которых обеспечивается полноценный речевой акта. Располагаются в височной и теменной долях доминантного полушария.

В начале жизни у ребенка отсутствуют знания об окружающих его звуках, и он не разделяет их на речевые и неречевые. И первое время ребенок только накапливает информацию о звуках. Правое полушарие преимущественно участвует в процессе усвоения, обработки (в целом) и обобщения информации, которая получена за счет слуха. Так ребенок получает знание о звуках, которые необходимы для речи. Отсюда следует, что для развития речевого слуха важно нормальное строение и функционирование височной области справа. При поражении зон правого полушария будет страдать восприятие речи. После накопления информации о речи эта информация передается в левое полушарие. Здесь она обрабатывается последовательно, и звуковой образ трансформируется в речевой. Информация передается по трактам мозолистого тела, а его поражения вызывают сенсорную алалию. Ребенок может понимать отдельные слова, но не воспринимает быструю речь.

Классификация

По локализации патологии мозговых структур различают следующие формы:

  • Моторная алалия (синоним «экспрессивная»).
  • Сенсорная (синоним «импрессивная»).
  • Сенсомоторная.
  • Оптическая (выделяется не во всех классификациях и многими авторами не признается).

Выделяются следующие этапы становления речи:

  • Доречевой период — это время до 1 года.
  • Начальный речевой — возраст до 2-х лет.
  • Развитие внутренней речи (импрессивной) — возраст 2-3 года, ребенок набирает символы речи.
  • Развитие внешней речи (экспрессивной) — возраст 3-4 года, происходит понимание ребенком и воспроизведение слов и предложений, то есть формируется фонетика и грамматика.
  • Завершение формирования речи — возраст 4-5 лет, когда происходит становление фонетики и грамматики.
  • При правильном речевом воспитании в 5-6 лет завершается развитие речевой системы.

Моторная алалия характеризуется нарушением воспроизведения речи. Моторная алалия связана с нарушением функции рече-двигательного анализатора. Дети с такой патологией развиваются нормально, понимают речь, но не могут говорить или очень поздно начинают произносить отдельные «смазанные» слова. Заподозрить эту патологию можно с одного года жизни малыша. В речи детей возможна замена звука на другой, выпадение звуков, навязчивое воспроизведение слов и нарушается смысл самой речи. У таких детей резко ограничен запас слов. Из-за нарушений структуры слова речь малыша понимают только близкие. Моторные алалии бывают афферентные и эфферентные. Афферентная развивается при патологии в афферентной (моторной) части рече-двигательной системы. Это проявляется нарушением собственного ощущения тела, именно костно-мышечного ощущения.

Ребенок, когда воспроизводит слова, плохо координирует движения органов речи. Эфферентная возникает при повреждении (недоразвитии) премоторных зон. При этом страдает включение и переключение при речевом акте. Проявляется это тем, что первично у ребенка нарушается формирование речи, резкое ограничен словарный запас, нарушается структура слов. Речь такого ребенка понимают только родители.

Сенсорная алалия связана с нарушением речеслухового анализатора. Это тяжелое языковое расстройство, поскольку ребенок не понимает речи окружающих, так как у него недоразвита зона гностического анализатора. У детей сохранен слух и есть способности к активной речи, однако существует разрыв между звучанием и значением слов. Дети не понимают речь, поэтому возникают и другие нарушения — затрудненные контакты с людьми и задержка умственного развития. Такие дети пытаются общаться взглядами и жестами. Данную патологию можно заподозрить в 6-8 месяцев. Сначала родители могут заподозрить снижение слуха у ребенка, поскольку он никак не реагирует на звуки и речь. Отличить таких детей от слабослышащих можно проведя эксперимент — увеличение громкости речи не влияет на реакцию и понимание этой у ребенка. У детей более старшего возраста отмечается невнимательность к звукам, поэтому коррекционная работа с ними затруднена: они могут совсем не реагировать на звук, с трудом заучивают слова и запоминают их. Их словарь медленно обогащается.

Сенсомоторная алалия является комбинированной патологией и возникает при недоразвитии двух анализаторов гностического и кинестетического. Это самая тяжелая форма, поскольку нарушено и понимание речи, и говорение. Интеллект у таких детей первично сохранен. Детей с сенсомоторной алалией путают с аутистами. Работа начинается с сенсорного компонента — важно научить понимать речь, а после этого и воспроизводить ее. На понимание речи может уйти более полугода, а потом приступают к работе с моторным компонентом. Коррекция данной патологии длится в 2 раза дольше, чем отдельно взятой моторной и сенсорной алалии. Многие дети имеют нарушение моторной речи вторично.

Оптическая алалия возникает при недоразвитии теменных зон. Связана она с нарушением пространственного анализа и синтеза. У ребенка отмечается первичное недоразвитие внутренней речи, бедность запаса слов, не формируются падежные окончания.

Причины

Причины алалии различных форм многообразны. Прежде всего влияет возраст родителей во время зачатия (опасным является возраст 30-40 лет). Следует отметить, что на формирование нервной системы и развитие речи в последующем часто влияет не один фактор, а совокупность неблагоприятных факторов.

Патология во время беременности:

  • психологическое непринятие плода членами семьи или матерью (нежеланный ребенок);
  • острые и хронические заболевания матери;
  • интоксикации;
  • осложненное течение беременности (угрожающий выкидыш, кровотечения, неправильное положение плода, попытка прерывания беременности, внутриутробная гипоксия плода);
  • выраженный токсикоз;
  • резус-несовместимость;
  • психотравмы.

Во время родов:

  • затяжные, сухие или стремительные роды;
  • преждевременные роды;
  • наложение щипцов;
  • вакуум-экстракция;
  • травмы головы при родах;
  • асфиксия в родах;
  • сочетание травмы и асфиксии.

В первый год жизни влияют:

  • частые заболевания (ОРЗ, пневмония, детские инфекции, грипп);
  • травмы головы;
  • нарушение взаимодействий между матерью и ребенком;
  • нейроинфекция.

Небольшой процент составляют социальные факторы, влияющие на возникновение алалии: конфликты в семье, недостаточная речевая активность в окружении, отсутствие внимания к ребенку, недооценка его проблем, неправильное воспитание, нарушения речи у родителей, воспитание в доме малютки.

Симптомы алалии

Родителям нужно знать, что без коррекционной работы с логопедом симптомы алалии у детей прогрессируют. Если в 2 года ребенок имеет сохранный интеллект, то уже к 4-5 годам становится заметным, что он отстает в интеллектуальном развитии. Причем при сенсорной алалии это заметно раньше. К школьному возрасту психиатры ставят диагноз «вторичное снижение интеллекта» и рекомендуют обучение в специализированном заведении.

Симптомы сенсорной алалии

Как уже было сказано выше, сенсорная алалия — это нарушение понимания речи. При отсутствии понимания речи собственная речь или невозможна или грубо нарушена. Ребенок повторяет за родителями, но не понимает смысла слова. Он не желает вступать в контакт, у него отсутствуют жесты и мимика. Дети могут слушать музыку. Тишина их успокаивает, а громкие разговоры и крик раздражают.

Различают 4 ступени нарушений:

  • Понимание речи полностью отсутствует. Для этого состояния характерны симптомы: ребенок не знает своего имени, не понимает жесты и не обращает внимания на выражение лица говорящего. Также отмечаются такие признаки — ребенок не реагирует на речь окружающих (она воспринимается как шум), не выполняет простые просьбы и у него быстро истощается внимание. Он может понимать только одно или два слова, которые наиболее значимые для него, например, «конфеты» и «мультики».
  • Понимание отдельных слов. В этом случае ребенок понимает своё имя и слова, обозначающие близких людей (мама, бабушка, папа, дедушка). Он называет игрушки и одежды, однако не может использовать эти слова в своей речи. Отмечаются грубые нарушения структуры произносимых слов.
  • Понимание коротких фраз, используемых в быту. Говоря короткие фразы, дети учитывают значение слов, а не грамматику. Они не понимают сложных фраз и грамматических конструкций. При этой ступени ребенок может понимать одного человека, например, мать, а речь логопеда не воспринимает.
  • Понимание развернутой речи. При этом ребенок неточно понимает связную речь, не понимает сложные предложения, плохо различают грамматическую форму слов.

Моторная алалия у ребенка

В возрасте 2-3 года этот вид алалии родители характеризуют так: «ребёнок понимает нас, но не говорит». У ребенка сохранен интеллект, это успокаивает родителей, и они не предпринимают никаких действий. Однако, если ребенку 2 года его словарный запас менее 300 слов, необходимо обратиться к логопеду. Моторную алалию можно исправить быстро в 98% случаев. Характерные симптомы: речь ребенком воспринимается, поскольку слуховое внимание сохраняется, он понимает речь, но затруднено повторение слов и фраз. Ребенок активно использует жесты, подражает звукам, издает крик, смех или писк, стремится к контакту с другими, но использует псевдослова, которые сам изобретает. Жестовая речь является основой общения и широко используется детьми, компенсируя патологию речи.

У детей страдает не только речь, но присутствуют неврологические, психические и моторные нарушения:

  • двигательная неловкость;
  • неуклюжесть;
  • отсутствие координированных движений;
  • слабое развитии моторики рук;
  • расстройство движений языка и губ (в частности, заторможенность в движениях языка и губ);
  • нарушение памяти;
  • гиперактивность или, наоборот, заторможенность;
  • нарушения поведения: обидчивость, нежелание говорить, агрессивность и замкнутость.

Дети не могут научиться навыкам самообслуживания: зашнуровывать обувь, застёгивать пуговицы. Они не участвуют в активных играх, поскольку не умеют ловить мяч, скакать на одной ноге, удерживать равновесие, прыгать через скакалку и быстро бегать. Гиперактивность проявляется в расторможенности, повышенном возбуждении и суетливости. Также характерно снижение работоспособности и быстрая утомляемость. Часть детей используют интеллект для того, чтобы «управлять» родителями. Без корректирующего лечения неврологические симптомы усиливаются и к 6-ти годам дети становятся агрессивными, и родители уже не могут справиться с ребенком. Часть детей становится замкнутыми, поскольку ребенок осознает недостаток и неспособность дружить с детьми.

Языковые симптомы при моторной алалии колеблются — это может полное отсутствие речи, произношение отдельных слов или незначительные нарушения. При тяжелой степени у ребенка присутствует только жестовая речь, он подражает звукам, смеется или кричит. При легкой степени может говорить предложениями, но конструкции их деформируются (пропуск союзов, сказуемое ставится в конец предложения и прочее). К 5 годам моторная алалия у детей уже трудно корректируется и ребенку дают инвалидность, поскольку шанс на эффективное лечение и исправление речи совсем небольшой.

Симптомы сенсомоторной алалии

Поскольку анализаторы речи и движения связаны между собой смешанная форма встречается часто. Почти у половины детей сенсорно-моторная алалия связана с органическим поражением глубоких структур мозга. В клинической картине этой формы имеются нарушения понимания и говорения.

Сенсомоторная алалия легкой степени проявляется тем, что ребенок говорит, но применяет только предложения из 2-3 слов, изменяет при этом последовательность звуков. В целом, понятно, что хочет сказать ребенок.
При средней тяжести понимание речи затруднено, он с трудом произносит слова, не может построить фразу.
При тяжелой степени отсутствует реакция на речь и практически отсутствует собственная речь.

При тяжелой степени присоединяются неврологические нарушения и характерны следующие признаки:

  • трудности с координацией;
  • неусидчивость, суетливость;
  • неуклюжесть;
  • нарушение памяти и концентрации внимания;
  • возможна заторможенность и замедленность движений;
  • заикание;
  • нарушения сна;
  • энурез.

Лечение включает медицинскую, логопедическую и психологическую помощь. При логопедических занятиях дети более легко овладевают письменной речью, чем устной, у них лучше развито зрительное восприятие речи, чем слуховое. Прогноз в отношении выздоровления при этой форме не благоприятный.

Анализы и диагностика

Для установления состояния психики, речи и нервной системы проводят:

  • логопедическую диагностику;
  • педагогическую диагностику (определяют знания и навыки ребенка);
  • психологическую диагностику (выявляют отклонения в психике).

Могут быть назначены исследования головного мозга: магнитно-резонансная томография, позитронно-эмиссионная томография, количественная электроэнцефалография, исследование когнитивных вызванных потенциалов.

Лечение алалии

В логопедии качество речи каждого ребенка определяется термином «общее недоразвитие речи (ОНР)». Это не диагноз, а логопедическая классификация, согласно которой выделяют несколько уровней.

  • 1 уровень — отсутствует общеупотребительная речь (или полностью или ребенок использует звуки и звуко-комплексы;
  • 2 уровень — есть начальные элементы речи, но бедный запас слов, трудности с произношением, есть трудности при порождении предложения или восприятии предложения;
  • 3 уровень — у ребенка есть развернутая фразовой речь, но фонетически и грамматически она недоразвита;
  • 4 уровень — полноценная речь, но есть фонетические и грамматические трудности.

Коррекционная работа начинается с определения уровня ОНР и в процессе реабилитации ребенок постепенно переходит с низкого уровня на более высокий. Учитывая сложность речевой патологии, важна совместная работа педиатра, психолога, логопеда и родителей. Реабилитацию проводят в речевых центрах или амбулаторно, но с участием логопеда. Родители должны быть готовы работать со своим ребенком по 8 часов ежедневно на протяжении 2-3 лет. Реабилитация включает:

  • составление индивидуальной программы;
  • проведение занятий со всеми специалистами, включенными в программу;
  • работа родителей с ребенком в домашних условиях (специалисты обучают родителей и контролируют их);
  • выполнение домашних заданий;
  • создание правильной языковой среды.

Лечение моторной алалии у детей

Оптимальный возраст для начала занятий с ребенком — 2 года. Отсутствие речи в этом возрасте — это сигнал для родителей и показание для коррекционной работы. Не нужно надеяться, что речь у ребенка сформируется без помощи логопеда или логотерапевта. Кроме того, коррекционная работа позволяет предупредить появление интеллектуальной недостаточности. Коррекционная работа с участием логопеда и родителей проходит поэтапно.

Сначала ребенка обучают правильно воспроизводить звуки и отдельные слова, потом расширяют набор слов и учат построению коротких фраз, учат ведению диалога. На заключительном этапе развивают монологовую речь и закрепляют грамматику.

Неговорящие или плохо говорящие малыши находятся на первом уровне мышления (это предметно-действенный уровень). Основной материал, который используют в работе логопеды — картинки и различные пособия, помогающие в работе с такими детьми. Нужно начать рисовать, играть с ребенком или лепить, оречевляя при этом свои действия. На начальных этапах занятий ребенку с моторной алалией больше подходит рисование, поскольку он имеет наглядно-образное мышление и при рисовании будут быстрее набираться слова. Лепка из пластилина на начальных этапах занятий помогает при сенсорной алалии, а позже присоединяется рисование.

Лечение алалии у детей в домашних условиях

В домашних условиях родители должны использовать различные развивающие игры и привлекать ребенка к домашним повседневным делам, каждый раз проговаривая свои действия и действия ребенка. Играть нужно по 2 часа ежедневно. Родители в играх с оречевлением, на прогулках или при выполнении домашних дел расширяют словарь ребенка. На первом этапе работы малыш на занятии узнает 3-5 новых слова, а с родителями между занятиями еще до 20 новых слов.

  • Дети с моторной алалией нуждаются в подвижных играх больше, чем другие дети. Именно развитие двигательных навыков улучшает нейронные связи между полушариями коры головного мозга. Обязательно в игре нужно использовать движение обеих рук или обеих ног — в этом случае работают межполушарные связи.
  • Каждый день ребенок должен кататься на детских горках, качелях и делать посильные упражнения на тренажерах детских площадок.
  • Посещать различные детские аттракционы (батуты, лабиринт) и там выполнять задания родителей.
  • Полезны прогулки в городе, по лесу, по парку с оречевлением и выполнением инструкций мамы: нагнись, перешагни, перепрыгни, обойди, перелезь, подойди, стой.
  • На прогулке нужно кормить уток, кошек или белок, отрабатывая фразы.
  • Важно плавание, чем раньше ребенка отведете в бассейн, тем лучше.
  • Зимой нужно вместе лепить снеговиков и играть в снежки.
  • С 3-4 лет приучать малыша к конькам и лыжам, а летом к роликам и самокату.
  • Посещение спортивных секций рекомендуют только при уровне ОНР – 3, поскольку на этом уровне ребенок может общаться и обходиться без помощи родителей.
  • Совместная работа ребенка с родителями дома с постоянным оречевлением. Простые бытовые дела помогают набирать слова и формировать фразы. Мытье посуды, простые слесарные работы с папой, стирка, уборка, приготовление пищи, одевание должно оречевляться, пополняя запас слов. Этот момент важен для детей с любой формой алалии.
  • Иппотерапия и дельфинотерапия. Если нет возможности посещать такие занятия, то общение с любыми животными, которых можно покормить, с которыми можно поиграть положительно сказывается на развитии речи. Моторные алалики эмоциональны, и игры с животными вызывают у них много эмоций. При общении с животными формирование слов и фраз будет идти быстрее, чем при играх с игрушками и рассматривании картинок.

В работе родителей с больными детьми может помочь форум алалия. ру, на котором делятся своими успехами и достижениями, советуют логопедические центры и наиболее эффективные методики, подсказывают как определиться с детским садом и школой. Форум полезен еще тем, что на нем ведет консультации и отвечает на вопросы логопед со специализацией по алалии, поэтому есть возможность пообщаться со специалистом и получить совет.

Медикаментозное лечение для ускорения развития речи

Медикаментозное лечение является одним из направлений комплексной реабилитации. Применение ноотропных препаратов способствует коррекции нарушений речи. Это группа препаратов, стимулирующих активность мозга, оказывающих метаболическое, нейропротективное действие и улучшающих энергетические процессы в клетках мозга. В основном это препараты гамма-аминомасляной (Гаммалон, Аминалон), глутаминовой (Эпилаптон, Глутаминовая кислота в таблетках), гопантеновой (Пантогам, Пантокальцин), ацетиламиноянтарной кислоты (Когитум) и других групп.

Гамма-аминомасляная кислота — основной нейромедиатор, который участвует в процессах торможения, одновременно улучшает кровоснабжение и энергетические процессы мозга. Гопантеновая кислота — естественный метаболит гамма-аминомасляной кислоты в нервной ткани. Ацетиламиноянтарная кислота — налог янтарной кислоты, содержащейся в тканях ЦНС. Глутаминовая кислота — нейромедиаторная аминокислота, которая стимулирует передачу возбуждения в ЦНС.

Обычно назначаются комбинации препаратов и курс лечения длится 3-4 месяца иногда до 6 месяцев с перерывами. В течение года проводится несколько курсов. В комплекс включаются антиоксиданты, витамины и при необходимости транквилизаторы.

Доктора

Лекарства

Процедуры и операции

В лечении больных с нарушением речи применяются:

  • Лазеротерапия.
  • Лицевой массаж.
  • Пальчиковая гимнастика полезна для детей разного возраста. Регулярные упражнения для пальцев рук улучшают память, речь и функцию внутренних органов. Если движения пальцев в норме, то ребенок не отстает в речи.
  • Магнитотерапия.
  • Электрофорез.
  • Стимуляция мозжечка. Показана при моторном компоненте алалии. Это система тренировок на специальной балансировочной доске, которые напоминают лечебную физкультуру.
  • Транскраниальная микрополяризация. При процедуре постоянным током малой величины стимулируются речевые зоны мозга (угловая извилина, зоны Брока и Вернике) и восстанавливаются нарушенные связи между полушариями и связи речевых зон с другими областями головного мозга.
  • Занятия на логопедическом тренажере Дельфа-М. Тренажер позволяет отрабатывать правильное произношение звуков при сенсорной алалии (ребенок слышит себя через динамики).
  • Занятия на нейрокоррекционном комплексе Timocco важно для детей с трудностями концентрации.
  • Биоакустическая коррекция. Помогает улучшить речевую активность. Воздействие музыкоподобными звуками, частота которых совпадает с активностью мозга, пробуждает резервы мозга.
  • Занятия по методу Альфреда Томатиса (система электронных переключений). Звуковой контраст создается чередованием звука по частоте и громкости, что сопровождается сокращением мышц среднего уха.
  • Применяются наушники, оснащенные функцией костной проводимости, поэтому сигнал от звука поступает в мозг несколько раньше. Мозг при этом учится предчувствовать звуковой сигнал и лучше анализировать его.
  • Работа по методу Томатиса улучшает речь и движение ребенка, внимание, понимание разговорной речи, социальное взаимодействие и общительность.
  • Занятия с интерактивным метрономом. В занятиях применяется принцип обычного метронома, и ребёнок должен выполнять действия по ритмичным сигналам. При этом есть обратная связь — ребенок видит, правильно он выполняет или нет. Занятия повышают активность мозга, которая важна для обработки получаемой информации.
  • Остеопатическая коррекция. Лечение у остеопата заключается в устранении напряжения мышц и связок и восстановлении кровоснабжения. Остеопат локально воздействует на проблемную зону (дно ротовой полости, кости черепа, мышцы языка и шеи, позвоночник в шейном отделе). Остеопатическая коррекция дает возможность быстро устранить функциональные нарушения речи.

Диета

В специальной диете больные не нуждаются.

Профилактика

Исходя из причин развития алалии, можно назвать общие профилактические меры профилактики в разные периоды беременности, развития плода и ребенка:

  • Подготовка к беременности (обследование, лечение хронических заболеваний, заболеваний, передающихся половым путем, прием витаминно-минеральных комплексов, здоровый образ жизни).
  • Благоприятное протекание беременности, для чего важно ведение здорового образа жизни, постоянное наблюдение в женской консультации, выполнение рекомендаций по приему витаминных комплексов для беременных и комплекса упражнений для беременных.
  • Минимизировать возможность заражения при беременности инфекционными заболеваниями.
  • Грамотное ведение родов.
  • Кормление грудью.
  • Избегать травмирования малыша (травмы головы).
  • Защита ребенка от инфекций.
  • Физическое развитие ребенка (плавание с месячного возраста, гимнастика, массаж).
  • Интеллектуальное развитие ребенка, что достигается играми с ним, чтением, постоянным общением.
  • Поддерживать благоприятную психологическую обстановку в семье.
  • Вовремя начать работу с логопедом при малейших отклонениях речевого развития.
  • Упорно заниматься с ребенком дома для профилактики задержки интеллектуального развития.

Последствия алалии и осложнения

Какие последствия моторной алалии возможны, если коррекция проводилась недостаточно или начата поздно?

  • Недоразвитие речи влечет нарушения письма (дисграфия) и расстройство навыков чтения (дислексия). Все эти нарушения препятствуют обучению в общеобразовательной школе, и дети должны посещать специальную (речевую, коррекционную) школу.
  • Последствия для самого ребенка: ограничение независимости, общения, социальной адаптации и трудности в выборе профессии.
  • Отсутствие речи и общения с окружающими приводит к отставанию в умственном развитии, которое в данном случае носит вторичный характер.
  • Важными являются также последствия для семьи, поскольку ребенок нуждается в постоянной помощи родных для речевого контакта с окружающими.

Прогноз на выздоровление

Чаще всего коррекционная работа приносит хорошие результаты. Прогноз на выздоровление при моторной алалии, если рано начата реабилитация, благоприятный. За год работы ребенок учится правильно говорить и по мере становления речи интеллектуальное отставание, если оно развилось, постепенно исчезает. Менее благоприятный прогноз при сенсорной алалии, которая требует более длительной коррекции, а сенсомоторная — это самый тяжелый речевой дефект и полное восстановление речи проблематично.

Результат лечения при последних формах зависит от нескольких факторов: наличие психосоматических расстройств и степень поражения речевого центра (головного мозга). При данной патологии вопросы инвалидности решаются в возрасте 5 лет. Сама, как таковая, алалия — это не основание для определения инвалидности. Инвалидность устанавливается при наличии стойких психических расстройств, которые не поддаются коррекции. Например, умственная отсталость даже легкой степени — показание к определению инвалидности. При тяжелой моторной алалии и задержке психического развития тем более показана инвалидность. Все эти вопросы должен решать психиатр.

Список источников

  • Зинченко С. Н., Чурсина Л.В., Бузян Т.В., Микитенко Е. В. Нежелательные эффекты в развитии детей с речевыми нарушениями // Современная педиатрия. – 2014. – № 5. – С. 44.
  • Детская психоневрология / под ред. Булаховой Л. А. – К.: Здоровье, 2001. – 486 с.
  • Чутко Л. С., Ливинская А.М. Специфические расстройства речевого развития у детей: учебно-методическое пособие. ― СПб, 2006. ― 48 с.
  • Белоусова М. В., Прусаков В. Ф., Уткузова М.А., Гамирова Р.Г. Перинатальные факторы в генезе речевых нарушений у детей // Практическая медицина. ― №1 (66). - С. 117-121.
  • Детская психоневрология / под ред. Булаховой Л. А. – К.: Здоровье, 2001. – 486 с.
Автор-составитель: Владимир Конев - врач, медицинский журналист Специальность: Эпидемиология, Гигиена, Инфекционные заболевания подробнее

Образование: Окончил Свердловское медицинское училище (1968 ‑ 1971 гг.) по специальности «Фельдшер». Окончил Донецкий медицинский институт (1975 ‑ 1981 гг.) по специальности «Врач эпидемиолог, гигиенист». Проходил аспирантуру в Центральном НИИ эпидемиологии г. Москва (1986 ‑ 1989 гг.). Ученая степень ‑ кандидат медицинских наук (степень присуждена в 1989 году, защита ‑ Центральный НИИ эпидемиологии г. Москва). Пройдены многочисленные курсы повышения квалификации по эпидемиологии и инфекционным заболеваниям.

Опыт работы: Работа заведующим отделением дезинфекции и стерилизации 1981 ‑ 1992 гг. Работа заведующим отделением особо опасных инфекций 1992 ‑ 2010 гг. Преподавательская деятельность в Мединституте 2010 ‑ 2013 гг.

Комментарии

Оцените статью: