Дислексия
27 апреля 2021

Общие сведения

Дислексия, что это такое и что это за болезнь?

Дислексия (лат. Dyslexia) представляет собой специфическое частичное нарушение процесса чтения у детей/взрослых и является одной из форм недоразвития письменной речи, которая проявляется стойкими, типичными, повторяющимися ошибками при нормальном интеллектуальном уровне развития, и отсутствия каких-либо нарушений со стороны слухового/зрительного анализаторов (Википедия). Проявляется на уровне единичного слова/предложения и выражается наличием серьезных трудностей при прочтении (опознании) напечатанного слова или при написании (воспроизведении) услышанного слова в виде побуквенного чтения, смешения/замены звуков, аграмматизмов, искажения структуры слогов слова, нарушение осмысления прочитанного. Такие дети испытывают трудности с овладением навыков правописания, словопроизношения и письменного изложения мысли.

Дети с дислексией неспособны достигать уровня развития навыков чтения/письма и орфографии, пропорционального их интеллектуальному уровню развития (умственным способностям). Дислексию часто сопровождают такие виды расстройств как дисграфия (расстройство процесса письма) и дискалькулия (неспособности к пониманию/изучению арифметических операций). Однако, применительно к школьникам младших классов дислексия и дисграфия должна определяться не как расстройство, а скорее, как трудность овладения процессом письменной речи.

Следует понимать, что дислексия — это частичное расстройство навыка, в то время как невозможность овладения навыком/полная утрата уже сформированного навыка чтения обозначается термином «алексия». Как правило, алексия обусловлена повреждением какого-либо участка коры головного мозга вследствие черепно-мозговой травмы/инсульта. Алексия редко бывает самостоятельным проявлением и как правило, сочетается с нарушениями письма (аграфия) и речи (афазии). Также следует понимать, что дислексия, также как дисграфия и дискалькулия — это не психическое заболевание. Дислексия по своей патологии относится к нейробиологическим расстройствам, в основе которой лежат как наследственные, так и средовые повреждающие структуры мозга факторы, а основными методами лечения являются логопедическое/педагогическое вмешательство.

Известно, что чтение/письмо в филоонтогенезе относятся к новым функциям высшей психической деятельности, которые осваиваются индивидом в процессе специального обучения. В процессе обучения ведущая роль отводится наиболее поздно сформированным отделам коры головного мозга, преимущественно теменно-затылочно-височной области левого полушария. Реализация этих функций возможна лишь при тесном взаимодействии слухового/зрительного/двигательного анализаторов и при достаточном развитии и возможности выполнения сложных произвольных действий (координация при письме движения глаз и руки, движения глазного яблока по строкам текста).

Нарушение проявляется/диагностируется в детском возрасте ориентировочно в 1-3-х классах школы, когда у ребенка выявляются нетипичные затруднения при овладении навыком чтения, которые другими расстройствами развития (умственной отсталостью) и неадекватной школьной подготовкой объяснить нельзя.

Точные показатели встречаемости дислексии не установлены. По литературным данным у детей школьного возраста с нормальным интеллектом распространенность дислексии варьируют в пределах 5–20%. Частота встречаемости дислексии у мальчиков и девочек различается и составляет 4:1. Как показали исследования у около 50% детей дети с дислексией после 1–1,5 лет школьного обучения навыки чтения крайне слабые или вообще отсутствуют, что проявляется незнанием алфавита, отдельных букв, медленным слоговым чтением, побуквенным чтением лишь очень знакомых/коротких слов и непониманием смысла прочитанного.

Результатами дислексии являются низкая успеваемость в школе, снижение ребенком самооценки, формирование боязни (фобии) чтения и в целом «фобии обучения», нарушение процесса социализации. Трудности в освоении чтения/письма сопровождаются отрицательным влиянием на процесс формирования личности ребенка, формируя такие черты, как замкнутость, неуверенность, тревожность, а при неадекватном отношении к трудностям у ребенка со стороны окружения (родителей, одноклассников, педагогов), обвиняющих ребенка в лени, непослушании, нежелании учиться, медлительности часто развиваются невротические состояния (депрессия, оппозиционное/агрессивное поведение и др.).

Дислексия у взрослых в подавляющем большинстве случаев является отсутствием/неэффективностью лечения дислексии у детей. То есть, дети дислексию не «перерастают»! Установлено, что у 70-78% школьников с подтвержденным диагнозом дислексия ее проявления сохраняются и у взрослого состояния. Без адекватного/своевременного лечения дислексии она может приобретать длительный, хронический характер. Реже дислексия у взрослых является приобретенной, как результат инсульта/черепно-мозговой травмы.

Несмотря на различные отрицательные проявления и последствия дислексия/дисграфия не делает человека инвалидом и не ставит на развитии ребенка/его будущем «крест». Более того, дислексики зачастую одарены в различных других сферах жизнедеятельности, проявляют способности к образному, нешаблонному и творческому мышлению, о чем свидетельствуют жизненные истории многих выдающихся людей с проявлениями дислексии/дисграфии: Ганс Христиан Андерсен, Уолт Дисней, Генри Форд, Альберт Эйнштейн, Том Круз, Мерлин Монро, Дастин Хоффман и многие другие.

Патогенез

Дислексию в соответствии с современными представлениями принято рассматривать как нейробиологическое расстройство, в основе которого лежат нарушения функций/недоразвитие отдельных участков коры головного мозга, преимущественно левой височно-теменной области, которая отвечает за декодирование/звукобуквенный анализ и левой височно-затылочной области, отвечающий за процесс автоматизированного распознавание читаемых слов. То есть, у лиц с дислексией во время чтения информация обрабатывается в других областях головного мозга через альтернативные приспособительные механизмы.

В формировании дислексии выделяют несколько механизмов:

  • Нарушения оперативно-фонологической памяти — способности удерживать в памяти в кратковременном периоде прочитанные буквы, звуки и слоги (сегменты речи), а также их смысл.
  • Нарушение серийности чтения (трудности с запоминанием серии знаков, их значений и в целом понятий, то есть, затруднение восприятия слога целиком).
  • Недостаточный словарный запас, что тормозит адекватное формирование навыка чтения.
  • Слабая способность к автоматизации навыков чтения, что требует постоянного повторения навыка на протяжении длительного времени.
  • Замедленность припоминания слов, уже известных ребенку.
  • Нарушения концентрации внимания.
  • Астенизация/повышенная утомляемость ребенка.

Классификация

В основу классификации положены нарушения тех или иных механизмов чтения, в соответствии с чем выделяют несколько форм дислексии:

  • Фонематическая. Является следствием слабого развития процессов синтеза, анализа и восприятия фонетики. Ребенок при этой форме переставляет слоги местами (например, читает вместо «ток» «кот»). Встречается преимущественно у школьников младших классов.
  • Семантическая. Как правило, семантическая дислексия является следствием недостаточной сформированности синтеза слогов, непонимания синтаксических связей и скудности словарного запаса. Ребенок понимает слова в отдельности текста, соответственно он уловить смысл прочитанного не может.
  • Аграмматическая. Заключается в ошибках при составлении конструкций и проявляется неправильным использованием окончаний слов, времен и падежей (например, «белый чашка»).
  • Мнестическая. Обусловлена проблемами соотнесения буквы и звука/нарушениями слухоречевой памяти.
  • Оптическая. Характеризуется недостаточно сформированными зрительно-пространственными представлениями/ассоциациями —ребенок не может четко сфокусировать взгляд на читаемой строчке, что нарушает последовательность чтения или видит слово задом наперед или испытывает трудности в написании графически сходных букв (В-З, Д-Л и др.).
  • Тактильная. Характерна для людей со слабым зрением, которые для чтения используют азбуку Брайля.

При этом, фонематическая/семантическая/аграмматическая формы дислексии обусловлены недостаточно сформированными речевыми функциями, в то время как в основе мнестической/оптической/тактильной форм лежит несформированность функций психики.

Причины

Этиология дислексии является многофакторной, связанной с генной наследственностью и факторами риска окружающей среды. Среди многообразия причин развития дислексии выделяют:

  • Генетически обусловленные нарушения чтения. Установлено, что гены-кандидаты развития дислексии (DCDC2, DYX1C1, ROBO1, KIAA0319, C2orf3 и MRPL2) оказывают негативное влияние на регуляцию миграции нейронов, что вызывает изменение физиологически нормального морфогенеза коры мозга и приводит к нарушению на клеточном/сетевом уровнях соединений нейронов. Как следствие — нарушение процесса обучения, требующего своевременной, быстрой и точной интеграции нейронных систем.
  • Пре/перинатальная патология в анамнезе (нарушения структур мозга по гипоксическому типу) — предлежания плаценты, аномалии развития пуповины, преждевременная отслойка плаценты, асфиксия плода при затяжных родах, черепно-мозговые травмы при использовании методов механических родовспоможений, травмы в постнатальном периоде.
  • Токсическое воздействие (при алкоголизме матери, неконтролируемом приеме медикаментозных препаратов, болезнях роженицы (диабет, нефропатия и др.), несовместимость крови плода/матери, ядерная желтуха новорожденных).
  • Инфекционное воздействие на структуры головного мозга плода/ребенка при заболеваниях беременной или ребенка в постнатальный период (нейроинфекция, корь, эпидемиологический паротит, краснуха, герпес, полиомиелит, грипп, инфекционный гепатит, ветряная оспа и другие бактериальные/вирусные инфекции).
  • Явное/латентное левшество.
  • Психотравмы в раннем детстве.
  • Социальные факторы в виде дефицита речевого общения, неблагоприятной речевой среды, окружение, билингвизм, раннее начало/высокий темп обучения, педагогическая запущенность.

Ниже схематически обобщены основные причины развития дислексии.

Дислексия

Симптомы

Симптомы дислексии у детей могут варьировать в широких пределах в зависимости от вида дислексии, возраста и характеристик психики ребенка. Помимо специфических симптомов для каждой формы дислексии есть и общая симптоматика, встречающаяся у большинства детей.

Основные признаки включают: слаборазвитый навык чтения, не запоминание букв, дефекты звукопроизношения, неточность употребления/понимания слов, бедность словарного запаса, искажения звуко-слоговой структуры речи/письма (изменение последовательности букв/слогов, побуквенное/послоговое чтение, пропуск слов, несвязность, отсутствием развернутых предложений), нарушение понимания читаемого текста, несогласованность частей речи в падеже, числе и роде, затруднение воспроизведения ряда 3-5 звуков/слов.

Дислексия у детей часто сопровождается сопутствующими признаками, такими как:

  • Быстрая утомляемость.
  • Жалобы на головную боль после чтения.
  • Слабая концентрация внимания/проблемы памятью, плохая координация.
  • Избегание чтения/выполнения письменных работ.
  • Гиперактивность/повышенная возбудимость.
  • Дезориентация/рассеянность.
  • Яркие эмоциональные реакции.
  • Раздражительность.
  • Плохая организованность.

Симптомы дислексии у взрослых практически аналогичны. При этом взрослые достаточно успешно «маскируют» характерную для дислексии симптоматику. Как правило, дислексия у взрослых сопровождается психологическим трудностям в виде эмоциональной нестабильности, психологического дискомфорта; рассеянности и склонности к мечтательности, трудностей концентрации на одной проблеме, склонности к быстрой потере интереса, стремлению уйти от действительности, неуверенности в себе, страха совершить ошибки, высокого уровня тревожности.

Анализы и диагностика

Диагностика дислексии базируется на данных анамнеза и логопедического обследования, включающего характеристики уровня чтения, письма и сформированности устной речи, проведение онлайн теста на дислексию: «Рядоговорение», «Кулак – ребро – ладонь», «Ритмы», «Повторение цифр» и др. Сбор анамнеза предполагает беседу с ребенком/родителями, выяснение наличия осложнений беременности/болезней матери в этот период, чем переболел ребенок, выявление особенностей формирования речи, оценка успеваемости ребенка в школе и др.

Логопедическое обследование включает:

  • Диагностику устной речи (звукопроизношение, фонематическое развитие, сформированность слоговой структуры слова/связной речи, состояние речевой моторики и артикуляционного аппарата).
  • Диагностику письменной речи (оценка работы с письмом: написание текста на слух, списывание с текста, самостоятельное написание; оценка правильности написания ребенком текста и понимание прочитанного).
  • Нейропсихологическую диагностику, включающую выяснение уровня интеллекта, памяти, способность к анализу/синтезу, оптико-пространственному ориентированию и др.
  • Обследование ребенка отоларингологом/офтальмологом с целью определения и оценки состояния слуховой/зрительной функции.

Лечение дислексии

Дислексия у детей является не только причиной, вызывающей трудности в обучении. одновременно у детей с этими нарушениями наблюдаются эмоциональные расстройства, синдром дефицита внимания, гиперактивность, поэтому подход к лечению должен быть комплексным.

Лечение дислексии у детей

Оно заключается в своевременной логопедической работе, которой отводится основная роль, а также психотерапии. Эти направления работы с ребенком повышают его самооценку, предупреждают невротизацию и позволяют улучшить успеваемость. При этом важно создать мотивацию к занятиям и не допускать принуждения.
Существует много методов занятий с такими детьми, один из них — метод Дейвиса. Американский скульптор Рональд Д. Дейвис, страдавший дислексией, разработал систему, которую изложил в книге. Им организована Международная Ассоциация коррекции дислексии, которая организует семинары для медиков и педагогов по всему миру. Во странах есть филиалы, работающие по этой методике.

В книге «Дар дислексии» Рональда Д. Дейвиса описан метод поэтапной коррекции. Дети, страдающие дислексией, думают «образами» или «картинками» и сталкиваясь с незнакомыми словами (например, предлоги, местоимения), для которых у них нет «картинок», впадают в состояние дезориентации — они не узнают слов, не могут читать или не понимают смысл прочитанного. Дейвис разработал рекомендации, как устранять или выключать дезориентацию. Его метод разработан для тактильной формы дислексии — ребенок тактильно учится воспринимать предметы и параллельно развивает пространственное представление. Методика Дейвиса включает следующие этапы:

  • Освоение алфавита.
  • Освоение слов и символов.
  • Умение расположить слова в определенной последовательности и понимать их во время чтения.

Методика «Освоение алфавита» — это вылепливание букв из пластилина. При этом буквы перестают быть условными для ребенка. Он лепит, произносит название букв и вкладывает в это смысл. Для освоения символов ребенок лепит объект, который для него представляет значение слова. При этом им создается устойчивый мысленный образ и длительно сохраняется в памяти орфография и значение печатного слова. Так создается определенный запас «видимых» слов — он узнает их, понимает, поэтому не происходит дезориентации.

Есть много других методик (Чиркиной Г. В., Корнева А. Н., Егорова Т. Г.), по которым проводятся занятия в России. При данной патологии нарушается обработка символов, которые видит ребенок. Многие методики усиливают активность зрительной коры мозга. При всех формах дислексии формируют графический образ буквы.
Логопедическая коррекция предусматривает работу над всеми сторонами речи, которые нарушены у ребенка. Программа реабилитации разрабатывается индивидуально.

Дислексия

Коррекция дислексии проводится в зависимости от ее формы, а для этого с ребенком должен поработать логопед.

  • Фонематическая форма требует работы над произношением звуков, и в процессе занятий устраняются дефекты звукопроизношения. Также у ребенка формируется представление о составе слова — звуки и буквы.
  • При аграмматической форме формируют правильную систему образования слов.
  • Семантическая форма требует усвоения грамматики речи и обогащения словарного запаса.
  • При мнестической форме у детей развивается слухоречевая память и рече-зрительная.
  • Оптическая форма нуждается в развитии у ребенка зрительного анализатора и умении представить слово зрительно.
  • При тактильной форме у детей развивается пространственное представление слов и предметов.

Упражнения для коррекции дислексии у младших школьников построены в виде игры, чтобы ребенок с интересом занимался. Обычно это нахождение на карточках однокоренных слов, поиск слов по начальному звуку, поиск карточки с определенным словом, которое скажет преподаватель. Различные упражнения можно найти в интернете, но порекомендовать их должен логопед, который определяет специфику упражнений на основании конкретного случая (формы дислексии).

Дислексия

Навык чтения у детей вырабатывается поэтапно. Егоров Т. Г. выделяет несколько этапов при обучении чтению:

  • Аналитический. На этом этапе усваивается звукобуквенное соотношение.
  • Становление синтетических приемов во время чтения. Ребенка учат присоединять слова друг к другу и прочитывать все предложение.
  • Автоматизация навыков чтения, что развивает беглое чтение, но осмысленное.
  • Совершенствование техники чтения (при этом ребенок должен понимать смысл текстов по своему возрасту.

Параллельно занятиям с логопедом, дома родители должны продолжать эти занятия и всесторонне поддерживать ребенка:

  • Не допускается унижать и ругать ребенка за плохое чтение и постоянно проявлять любовь к нему и показывать его ценность для семьи.
  • Читать ребенку вслух, поскольку таким образом он лучше понимает и усваивает и это сминает нагрузку на мозг. Чтение в слух дает расширение запаса слов и не формирует «фобию чтения». Чтение вслух и обсуждение прочитанного является помощью ребенку и важной работой в домашних условиях.
  • Не заставлять читать вслух, поскольку это более трудоемкий процесс. Детям легче читать «про себя».
  • Полезно в процессе чтения разъяснять ребенку незнакомые слова, что улучшает понимание текста и расширяет словарный запас. Детей стоит поощрять задавать вопросы о незнакомых словах.
  • Использовать ежедневную переписку в интернете, с постепенным расширением текста.
  • Замечено, что увеличение расстояния между буквами и между словами улучшает чтение и его скорость.
  • Французско-итальянская группа (руководитель Йоханнес Циглер) разработала приложение для iPad и iPhone, которое называется «DYS». Данная программа позволяет родителям регулировать расстояние, подбирая удобный для ребенка вариант чтения.

Медикаментозное лечение

Фармакотерапия имеет вспомогательное значение и направлена на стимуляцию психических функций и возможностей мозга. В лечении в зависимости от ситуации применяются нейролептики, седативные средства, антидепрессанты. Особая роль отводится ноотропным препаратам.

Назначение ноотропных препаратов (Пирацетам, Ноотропил) и препаратов гамма-аминомасляной кислоты (Пикамилон, Фенибут, Пантогам) стимулирует обмен в нейронах и способствует развитию новых межнейрональных связей. Ангиопротекторы (Инстенон и Актовегин) способствуют улучшению микроциркуляции мозга.

  • Для лечения речевых расстройств из ноотропных средств применяется Пантокальцин (препарат гамма-аминомасляной кислоты), который действует мягко, улучшая психо-речевое развитие. Он оказывает нейрометаболическое и нейротрофическое действие, повышает устойчивость к гипоксии, стимулирует процессы в нейронах, активирует умственную деятельность. У детей повышается концентрация внимания и улучшается зрительное восприятие. Поскольку Пантокальцин уменьшает двигательную возбудимость, его назначают при сопутствующем синдроме гиперактивности. Начальная доза — 1 таблетка в день, с переходом на прием 2 раза в день, курс не менее месяца.
  • В детской практике часто применяется Тенотен, обладающий поливалентным действием — ноотропным и нейропротективным. Назначается курсом 12 недель.
  • Нейрометаболические препараты Инстенон и Энцефабол эффективны при синдроме гиперактивности. Энцефабол является препаратом смешанного типа — ноотроп, нейропротектор и антиоксидант. По структуре он близок к витамину В6. Улучшает проведение импульсов между полушариями, поэтому показан при дислексии, задержке речи, дисфазии и дисграфии. Выпускается в суспензии и таблетках, показан к применению у детей с 1 года жизни. Результаты действия препарата проявляются через 2-3 недели, но наилучшие результаты достигаются при приеме в 6-10 недель.
  • Нейропептид Церебролизин влияет на энергетический метаболизм, улучшает трофику нервной ткани и защищает ее от неблагоприятных воздействий. Многочисленными исследованиями доказана эффективность при хорее Гентингтона, паркинсонизме, гиперактивных расстройствах и дислексии.

Доктора

Лекарства

Ноотропные и нейропротективные препараты: Пантокальцин, Пантогам, Инстенон, Энцефабол, Тенотен, Церебролизин, Пирацетам, Ноотропил, Пикамилон, Фенибут.

Диета

В питании детей большое значение играют жиры как энергетический материал и компонент мембран клеток. Жиры — это поставщики жирорастворимых витаминов, линолевой и альфа-линоленовой жирных кислот. Линолевая омега-6 и альфа-линоленовая омега-3 кислота — это незаменимые полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК). Основной функцией этих жирных кислот является формирование клеточных мембран. В организме не синтезируются линолевая и альфа-линоленовая жирные кислоты, поэтому они должны ежедневно поступать с пищей в виде компонентов питания или пищевых добавок. В последнем триместре и первые 3 месяца жизни новорожденного для роста головного мозга необходимы большие количества омега-6 и омега-3-кислот.

При недостаточном количестве их в рационе беременной и матери задерживается рост и развиваются неврологические нарушения. Основной источник омега-3 ПНЖК — лосось, скумбрия, форель, сардины сельдь, палтус, морепродукты и льняное масло. Омега-6 содержатся в орехах и растительных маслах (соевое, подсолнечное, рапсовое, оливковое).

Многими авторами предлагается использовать ДЦПНЖК (длинноцепочечные полиненасыщенные жирные кислоты — арахидоновая и докозагексаеновая) для коррекции когнитивных нарушений у детей с дефицитом внимания, гиперактивностью, диспраксией (нарушение двигательных функций) и дислексией.

Длинноцепочечные жирные кислоты синтезируются в организме из ПНЖК. Из альфа-линоленовой кислоты синтезируются омега-3 (эйкозапентаеновая и докозагексаеновая кислоты), а из линолевойомега-6 (арахидоновая кислота). Однако процесс превращения ПНЖК в ДЦПНЖК многоступенчатый и не всегда присутствуют в необходимом количестве определенные ферменты или они недостаточно активны в первые месяцы жизни ребенка. Поэтому даже при нормальном поступлении альфа-линоленовой кислоты не может образоваться необходимое количество докозагексаеновой кислоты для развития нейронов.

Докозагексаеновая и арахидоновая кислоты в преобладающем количестве находятся в сером веществе мозга и являются важными субстратом для развития нервной системы. Особенно велика их роль во внутриутробном периоде и периоде новорожденности, когда производные этих кислот (нейротрансмиттеры) выполняют важную функцию — стимулируют нейрогенез. Эти жирные кислоты находятся в грудном молоке и имеют большое значение в метаболизме и развитии мозга у детей первого года жизни. Дети первого года быстро растут и развиваются, поэтому для адекватного развития их питание должно включать оптимальное количество основных пищевых веществ. В первые месяцы жизни это обеспечивается материнским молоком и молочными смесями, которые обогащены ДЦПНЖК. В женском молоке преобладают линолевая, затем по убыванию следуют арахидоновая, альфа-линоленовая и докозагексаеновая кислоты. В молочную смесь добавляется докозагексаеновая в виде рыбьего жира, также смеси обогащаются арахидоновой кислотой, поскольку ее производные стимулируют рост нервных волокон и развитие мозга. Примерами таких смесей служат Фрисопре (для недоношенных), Фрисолак ГА (гипоаллергенная смесь), а для улучшения когнитивного развития — Фрисолак 1 Gold и 2 Gold, Фрисолак 3 для детей 1-3 лет.

Профилактика

Профилактика этого расстройства у ребенка начинается с момента беременности. Для этого женщина должна:

  • Вести здоровый образ жизни.
  • Правильно питаться, употребляя полезные для своего организма и плода продукты. Рацион беременных должен обогащаться полиненасыщенными жирными кислотами. Докозагексаеновая кислота способствует физиологическому протеканию беременности. Если в питание включаются жирная морская рыба и морепродукты или с середины беременности и после родов женщины принимали рыбий жир, у детей отмечаются высокие показатели нервно-психического развития, в 2-2,5 года — хорошее речевое развитие и хорошо развитая мелкая моторика, а в 4 года — высокий уровень интеллектуального развития.
  • Выполнять назначения гинеколога при выявлении заболеваний или инфекций во время беременности.
  • Немаловажное значение имеет правильное ведение родов с исключением травм во время родов.

После рождения, начиная с первых месяцев жизни, родители должны постоянно разговаривать с малышом — общение дает начальное восприятие звуков и создание образов в его памяти. Когда он начнет говорить, можно совместно придумывать песни и сказки, предлагать ребенку продолжить и закончить сказку или рассказ. В дошкольном возрасте важно развивать память и внимание. У ребенка нужно развивать мышление слуховое и зрительное внимание. Развивать тактильные ощущения можно написанием букв на спине или на руке, также можно просить ребенка узнавать буквы из игры «Алфавит» на ощупь.

Немаловажное значение имеет развитие мелкой моторики (массаж пальцев, игры пальчиками, использование обводок и штриховок). При неправильном произношении звуков или неправильном построении предложения, нужно сразу начинать занятия с логопедом — устранять общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие. Коррекция этих дефектов поможет в дальнейшем улучшить навыки чтения. Нарушение слухового и визуального восприятия речи часто имитируют дислексию, поэтому ребенок должен осматриваться окулистом и ЛОР врачом.

Последствия и осложнения

Данное расстройство чтения не сопровождается никакими осложнениями. Последствиями некорректированной дислексии являются:

  • Снижение успеваемости.
  • Формирование «фобии чтения» и, в целом, обучения в школе.
  • Снижение самооценки.
  • Нарушение социализации.

Прогноз

Прогноз зависит от диагностики, которая должна быть ранней, и комплексного лечения. Логопедическая целенаправленная коррекция должна проводиться длительно и систематически. От того насколько правильно и качественно она проводится, зависит успеваемость ребенка, его взаимоотношения со сверстниками, степень его самооценки. Эффективность коррекции тем выше, чем раньше она начата.

Список источников

  • Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. Санкт- Петербург, «Речь», 2003. 330с.
  • Маслова О.И. Нарушения и коррекция когнитивных функций школьников. Фармацевтический вестник. - 2004.- №14.- с. 28.
  • Чутко Л.С., Ливинская А.М. Специфические расстройства речевого развития у детей: Учебно-методическое пособие. СПб.; 2006.
  • Сурушкина С.Ю., Яковенко Е.А., Чутко Л.С., Дидур М.Д. Дислексия как мультидефицитарное расстройство. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2020;120(7): 1–7.
  • Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. - М.: АРКТИ, 2005. - 400 с.
Автор-составитель: Владимир Конев - врач, медицинский журналист Специальность: Эпидемиология, Гигиена, Инфекционные заболевания подробнее

Образование: Окончил Свердловское медицинское училище (1968 ‑ 1971 гг.) по специальности «Фельдшер». Окончил Донецкий медицинский институт (1975 ‑ 1981 гг.) по специальности «Врач эпидемиолог, гигиенист». Проходил аспирантуру в Центральном НИИ эпидемиологии г. Москва (1986 ‑ 1989 гг.). Ученая степень ‑ кандидат медицинских наук (степень присуждена в 1989 году, защита ‑ Центральный НИИ эпидемиологии г. Москва). Пройдены многочисленные курсы повышения квалификации по эпидемиологии и инфекционным заболеваниям.

Опыт работы: Работа заведующим отделением дезинфекции и стерилизации 1981 ‑ 1992 гг. Работа заведующим отделением особо опасных инфекций 1992 ‑ 2010 гг. Преподавательская деятельность в Мединституте 2010 ‑ 2013 гг.

Комментарии

Оцените статью: