Негативизм
22 ноября 2019

Общие сведения

В психологии негативизм — это отдельный термин для обозначения симптома немотивированного сопротивления, характеризующегося расстройством воли и проявляющемся при кататоническом возбуждении и кататоническом ступоре – психопатологических синдромах, сопровождающийся двигательными расстройствами неорганического характера. Важно отличать от упрямства детей, так как оно имеет свои причины, а происхождение реакций негативизма бессознательное. Они могут проявляться на коммуникативном, поведенческом или глубинном уровне (не давать внешних проявлений).

Обычно негативизм сводится к немотивированному сопротивлению на любые требования/просьбы двигаться, говорить или следовать каким-бы то ни было инструкциям, а также желание сделать наперекор. Он становится причиной нарушения общения, обучения и в целом адаптации в этом мире.

Согласно Кречмеру негативизм – это проявление активности гипобулических механизмов – состояния психики, характеризующегося сниженным желанием и побуждением к деятельности. Тогда как Блейлер считал, что бессознательное сопротивление является признаком аутизма или диссоциации личности.

Патогенез

Психологическое состояние у особ с кататонией является противоположным ступору, причем усиливается не только психологическая деятельность, но и двигательные проявления. Сопротивление является защитной реакцией организма. Негативистические тенденции свидетельствуют о некомфортности, крайней обидчивости, враждебности, тревожности, малой социализированности личности, а также недоверии и недовольству к окружающим, выраженной склонности к критицизму и подозрительности. В дальнейшем негативизм может привести к возникновению негативных психопатологических явлений — замкнутости, отрыву от реальности, потери привязанности к близким, что повышает уровень дезадаптации. Это чаще всего обосновано и вызывает тенденцию к развитию жестокости – завуалированной или открытой, либо той и другой одновременно. Кроме того, происходит развитие негативных коммуникативных установок, склонность делать необоснованные обобщения.

Также могут встречаться «ложнонегативные» профили, которые типичны для больных с выраженными психическими дефектами и имеющими явное эмоциональное уплощение.

В основе немотивированного сопротивления обычно лежит неосознаваемое состояние готовности к определенному виду реакций, с помощью которых человек с кататонией «удовлетворяет свои потребности». Повторение «установочных ситуаций» складывает в ряд «фиксированные установки», которые незаметно становятся частью жизненной позиции и способом реагирования в ряде случаев. Установки негативизма чаще всего становятся результатом необоснованных выводов из собственного опыта и усвоенных стереотипов мышления.

Классификация

По форме различают активный, пассивный, парадоксальный, речевой, невротический и психотический негативизм:

  • Активная форма негативизма представляет собой протестное поведение – возникновение реакции сопротивления на любые требования, а также выполнение любых действий противоположно требуемым.
  • Пассивный негативизм – это игнорирование либо полный отказ от выполнения любых просьб или требований, но если кто-то попытается насильно заставить больного сделать необходимое, то в ответ скорее всего будет наблюдаться реакция активного негативизма – сопротивления на фоне повышенного мышечного тонуса.
  • Парадоксальные проявления негативизма сводятся к выполнению действий и развитию реакций у больных, диаметрально противоположных требованиям. К примеру, если пациента просят повернуться лицом, он поворачивается спиной, если нужно дать руку – он её прячет и т.д. В принципе, парадоксальную форму можно рассматривать как разновидность активного негативизма.
  • Речевой негативизм по сути является отказом пациента отвечать на любой из вопросов теста или беседы. Наиболее близким к этому типу реакций считается мутизм, при котором наблюдается отсутствие вербального контакта, причем люди понимают речь окружающих и способны разговаривать, но во время общения ни воспроизводится — ни ответной, ни спонтанной речи.
  • Невротический негативизм характеризуется отказом пациента от выполнения действий в ситуациях, вызывающих у него тревогу и страх. Например, наблюдается, при элективном мутизме у детей.
  • Психотический негативизм вызывает противодействие побуждениям, связанным с психотическими симптомами, включая бред, галлюцинации, кататонию, спутанность сознания.

Негативизм, вызванный плохим самочувствием, чаще всего носит тотальный характер и проявляется не только в поведении, но и в стиле общения, и взглядах на жизнь. В других случаях немотивированное сопротивление может иметь избирательный характер и проявляться в определённых условиях или по отношению к определенным людям.

Кроме того, в зависимости от происхождения побуждений негативизм бывает внешним и внутренним, то есть противодействие вызвано побуждениями извне или соответственно – собственными внутренними.

Причины

Развитие катотонического синдрома и одного из его проявлений – негативизма происходит вне явных связей с определенными причинами, нет помрачения сознания или галлюцинаций. Чаще всего негативизм – лишенное разумных оснований сопротивление, наблюдается у особ из дисфункциональных семей с внутрисемейным стрессом, а также при таких патологических заболеваниях и состояниях как:

  • эпилепсия;
  • острое расстройство психики, например, кататоническая шизофрения;
  • полная ли частичная утрата речи (моторная алалия или дисфазия);
  • умственная отсталость;
  • гипогликемическое состояние.

Считается, что признаки негативизма характерны для всех возрастных кризисов, к ним относят:

  • кризис трех лет;
  • подростковый период;
  • негативизм является симптомом кризиса среднего возраста, к примеру, возникновение ситуационного напряженного негативизма при синдроме ожидании неудачи у особ с эректильной дисфункцией или недостатком сексуального желания.

Кроме того, негативизм значительно сильнее проявляется у мальчиков на всех возрастных периодах и обычно сопряжен с четко выраженной психической неуравновешенностью и преобладанием депрессивных тенденций.

Симптомы

Негативизм обычно проявляется как в поведении, привычках, так и в образе мышления, в идеалах, творческих проявлениях, почерке и даже во внешнем виде. При этом у пациента наблюдаются:

  • негативные эмоциональные реакции;
  • демонстративность (татуировки, агрессивные украшения и прически, маскулинность);
  • суицидальные мысли;
  • пониженный фон настроения, проявляющийся в виде мрачности, угнетённости, угрюмости и отгороженности;
  • асоциальность;
  • агрессивность;
  • повышенный уровень тревожности;
  • выраженная дезорганизация;
  • повышение мышечного тонуса;
  • кататоническое возбуждение — эхосимптомы, парамимия, периодические стереотипии, вычурность движений (к примеру, пациент берет еду, которая расположена справа, левой рукой, протягивает ее за спиной и т.д.).

Анализы и диагностика

Патопсихологические исследования с использованием методик определения типа функциональных проб позволяет выявить негативные расстройства мышления. Это особенно важно для больных шизофренией, так как имеет огромное значение для диагностики патологического процесса. Наиболее показовыми становятся:

  • рисуночные тесты;
  • опросники, к примеру, для выявления враждебности — Басса-Дарки, определения эмоционального состояния – Сонди и пр.

Важно также провести оценку результатов психодиагностических исследований с учетом состояния собственных механизмов памяти, влияние мотивационных факторов, которые могут существенным образом модифицировать результаты исследований и имитировать ложнонегативное состояние.

Лечение

Приступы катотонического ступора или возбуждения, а также связанный с ними негативизм нивелируют введением седативных медикаментозных препаратов и сеансами гипноза и психотерапии.

Внимание! Если у пациента наблюдается пассивный негативизм, то целесообразным может стать использование приемов Саарма: если не был получен ответ, то можно обратиться с тем же вопросом к другому, вблизи находящемуся человеку. Таким образом, он заметит, что его «игнорируют» и может внезапно начать отвечать.

Считается, что бороться с негативизмом бесполезно, так как он является проявлением личностных характеристик и приобретенного опыта — намного эффективнее оказывается формирование позитивного мировоззрения, открытости, доброжелательности к окружающим, умения доверять и коммуницировать.

Доктора

Лекарства

  • Персен – комбинированное седативное средство, в составе которого есть валериана, мелисса лекарственная и перечная мята, обладает спазмолитическим и успокаивающим действием. Препарат показан при бессоннице, негативизме, конфликтности, агрессивности и хронически пониженном настроении, выпускается в таблетках, которые рекомендовано принимать длительно, но не более – 1,5-2 мес. непрерывно по 2-3 таблетки несколько раз в день, не превышая суточную дозу в 12 таблеток.
  • Нервофлукс – седативный препарат, эффект которого обусловлен многочисленными биоактивными составляющими. Принимают в виде чая до 3 раз в день, на чашку достаточно 0,5-1 ложки сырья.
  • Ново-Пассит – препарат с анксиолитическим и седативным действием. Противопоказан детям младше 12 лет и проблемами с ЖКТ, нервной системой и пр. Максимальная суточная доза – 10 мл или 6 таблеток за 3 приема.
  • Пикамилон — препарат с противомигренозным, антиагрегационным, антиоксидантным, улучшающим мозговое кровообращение, транквилизирующим и ноотропным действием. Таблетки принимать следует перорально внутрь по 0,04–0,08 г в сутки.

Процедуры и операции

Особам с признаками негативизма может быть рекомендован:

  • гипноз;
  • групповая и индивидуальная психотерапия;
  • физиотерапия.

У детей

У детей негативизм – это симптом кризиса трех лет, который обычно связан с необходимостью отстаивать собственное «Я». Он начинается с отказа малыша выполнять требования попечителей и приобретать такие основные навыки как самостоятельная еда, одевание, приучение к туалету. Однако, этап вхождения в кризис трех лет обычно вызван реальными трудностями при попытке сосредоточения и подражания, а также параллельно возникающими ощущениями дискомфорта и страха. Помочь в таком случае может только терпеливый и осторожный подход поиска способа обучения и оказания помощи, внушения уверенности, что ребенок справится с поставленными задачами.

Родителям не стоит огорчаться по поводу непослушания, упрямства, истерик, ведь ребенку просто нужно время, чтобы научиться находить выход из конфликтных ситуаций и управлять собой, познать границы дозволенного. Причиной развития негативизма у детей также может быть непосредственное влияние окружающего сенсорного поля – развитие особой зависимости и невозможности «оторваться» от какого-то незавершенного действия либо впечатляющего явления, к примеру, телевизора. Однако, мироощущение и взаимодействия с окружающим миром у детей очень сложные и чрезвычайно динамичные. Весь полученный опыт в дальнейшем становится основой эмоционального, социального, личностного и интеллектуального развития, поэтому огромное значение имеет прохождение всех ступеней развития, приобретение опыта при воздействии различных факторов и требований.

При этом важно понимать, что негативизм проявляется у аутичных детей абсолютно по-другому. Они не протестуют против подавления самостоятельности, а стремятся сохранить такую необходимую для них неизменность окружающей среды и ограниченность форм взаимодействия. Отстаивание собственного «Я» происходит позже и вызвано выраженной задержкой и трудностями формирования представлений о себе самом.

Список источников

  • Блейхер В. М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов. — МОДЭК, 1995. – С. 93.
  • Жмуров В.А. Психиатрия. Энциклопедия. , 2012. М.: Джангар. – С. 112.
Автор-составитель: Дарья Слободянюк - биолог, медицинский журналист Специальность: Эмбриология, Цитология, Гистология подробнее

Образование: Окончила Николаевский национальный университет им. В. А. Сухомлинского, получила диплом специалиста с отличием по специальности «Эмбриолог, цитолог, гистолог». Также, окончила магистратуру по специальности «Физиология человека и животных, преподаватель биологии». С отличием пройден курс по дисциплине «Фармакология».

Опыт работы: Работала старшим лаборантом кафедры Физиологии и биохимии Николаевского национального университета им. В. А. Сухомлинского в 2010 — 2011 гг.

Комментарии

Оцените статью: