Нарушения речи (задержка речевого развития)

Формирование речи у ребенка проходит в несколько этапов. Первый этап – подготовительный необходим для разработки дыхательного и артикуляционного аппарата. Благодаря ему ребенок постепенно овладевает речью. В возрасте с 3 до 7 лет наступает период активной речевой практики, когда кроха много говорит, чтобы усовершенствовать свою речь. Последний четвертый этап связан с овладением грамотой. Ребенок учится говорить грамотно.

К сожалению, приобретение речевых навыков не всегда проходит гладко, а прогресс соответствует срокам. Если овладение речью замедленное, не соответствует возрастным нормам, речь может идти о задержке речевого развития (ЗРР). Такой диагноз ставит логопед после проведения ряда тестов.

Задержка речевого развития у детей

ЗРР встречается чаще, чем можно подумать. Порой родители так и не узнают, что такой диагноз был у их детей, поскольку ребенок в итоге осваивает речь, но делает это с опозданием в сравнении с возрастной нормой.

Задержка речевого развития – это замедленное овладение навыками устной речи. Ребенок может говорить, но делает он это позже или хуже, чем его сверстники. ЗРР не является самостоятельной патологией. Ее появление может быть связано как с педагогической запущенностью, так и с рядом заболеваний, среди которых достаточно тяжелые.

При нормальном речевом развитии:

  • в 1 год кроха должен произносить до 10 слов;
  • в 2 года – иметь словарный запас не менее 50 слов и формулировать простые предложения, например, мама дай, хочу кушать и т. д.;
  • в 3 года иметь связанную речь.

Не говорящий трехлетний малыш или не лепечущий грудничок – это не нормально, нельзя ждать пока он заговорит сам, необходимо обращаться к специалистам. Если речь идет о ЗРР, то чем раньше будет начата работа с логопедом, тем быстрее будет результат лечения.

Задержка речевого развития у детей 3 лет может проявляться тем, что ребенок не употребляет фразы, а применять только отдельные слова, у него слабый словарный запас. В 2 года при ЗРР кроха может вообще не разговаривать, использовать только жесты и мимику, чтобы выразиться. Без лечения у ребенка 4 лет задержка речевого развития становится наиболее явной. Речь так и остается несвязанной, из-за чего малыш существенно отстает от сверстников в обучении.

ЗРР влияет на обучаемость в школе. К нарушениям устной речи присоединяются проблемы с чтением и письмом.

Нарушение речи у детей дошкольного возраста преимущественно связаны с неврологическими нарушениями. Только 4,5% малышей дошкольного возраста с ЗРР неврологически здоровы.

Главная причина задержки речевого развития у детей до 4 лет – это повреждение головного мозга. Перинатальное поражение центральной нервной системы (ЦНС) может быть связано со следующими факторами:

  • гипоксия, ишемия;
  • нейроинфекции;
  • аномалии развития, дисплазия головного мозга;
  • родовые травмы;
  • гидроцефалия;
  • наследственные болезни обмена.

Недоразвитие речи вследствие повреждения ЦНС в доречевом периоде называется дисфазия развития. Главный ее симптом – это отсутствие лепета в первый год жизни.

Дисфазия бывает нескольких видов:

  • Сенсорная. Кроха не воспринимает стороннюю речь. Он не понимает, что ему говорят, учится реагировать на просьбы родителей, пытаясь догадаться, что от него хотят по мимике, интонации.
  • Моторная дисфазия у детей. Проявляется тем, что ребенок неправильно произносит звуки, неверно подбирает слова. Чем старше он становится, тем заметнее проблема.

Лечение задержки речевого развития подбирается врачом, исходя из причины. Могут потребоваться ноотропы, улучшающие работу головного мозга, витаминно-минеральные комплексы. Обязательна коррекционно-развивающая работа с логопедом, занятия на логотерапевтическом комплексе Лого БОС. Речь, как и тело, нужно тренировать, причем начинать необходимо как можно с более раннего возраста.

В логопедических группах дошкольных образовательных центров реализуется программа Филичева-Чиркина «Коррекция нарушения речи». Ее цель – формирование у ребенка правильной, четкой, выразительной и связной речи, соответствующей возрасту. В ней содержатся методы ранней коррекции отклонений речевого аппарата.

Внедрение адаптированной программы для детей с нарушениями речи происходит при участии педагогов, психологов, логопедов и дефектологов. Применяется как традиционные, так и специальные приемы/методы, подобранные с учетом типа расстройства речи и особенностей высших психических функций.

Расстройства развития речи бывают нескольких видов:

  • Расстройство артикуляции. Проявляется нарушением звуков речи, например, пропусками, искажением, заменой, из-за чего трудно понять, что говорит ребенок. Причиной дефекта является неспособность удерживать язык, небо или губы в определенной позиции.
  • Расстройство экспрессивной речи. Возникают трудности с использованием разговорной речи, а вот ее понимание остается на уровне. Признаки расстройства – это бедный словарный запас, проблемы с развернутым ответом, употреблением предлогов, союзов, глаголов.
  • Расстройство рецептивной речи. Ребенок плохо понимает речь окружающих, несмотря на нормальное функционирование слухового аппарата и умственное развитие. Есть дефекты фонетико-фонематического анализа, малыш не понимает вопросы, отрицания, сравнения, не идентифицирует предметы.
  • Специфическое расстройство чтения. Проявляется трудностями при пересказывании текста, искажением частей слов, заменой или пропуском слов/предложений при чтении. При этом неврологические или психические расстройства отсутствуют, у ребенка нет проблем со слухом.

Если коррекционно-развивающая работа в дошкольном возрасте не дает результата, имеется тяжелая форма ЗРР, то ребенок должен обучаться в школе для детей с нарушением речи. При негрубых речевых нарушениях, как дисграфия, дислексия, ФФН или ОНР детей зачисляют в обычные образовательные учреждения, но они получают помощь школьных логопедов.

Нарушение речи у взрослых

Возникают преимущественно по причине поражения ЦНС. Тяжесть нарушения речи зависит от локализации повреждения головного мозга. Может изменяться моторная функция языка, нарушаться произношение звуков или фонация.

Виды нарушения речи у взрослых:

  • Афазия. Это нарушение уже сформированной речи вследствие поражения речевых зон. Происходит следующее: человек заменяет свистящие звуки шипящими, начинает заикаться, речь становится нечеткой, так как тяжело управлять языком.
  • Дизартрия. Проявляется невнятной речью. Когда человек разговаривает, возникает ощущение, что во рту ему что-то мешает. Расстройство появляется из-за нарушения тонуса мышц артикуляционного аппарата.

К нарушениям речи, не связанным с патологиями ЦНС, относится:

  • Дисфония или осиплость голоса. Сопровождается исчезновением звучности. Причиной становится перенапряжение связок.
  • Афония. Человек может говорить либо шепотом, либо вообще молчит. Виной ЛОР-заболевания, перенесенные операции, нервные потрясения.
  • Мутизм. Отсутствие речи на фоне сохранения функций речевого аппарата. Появление расстройства может быть связано с психологической травмой.
  • Гнусавость. Сопровождается изменением тембра голоса и искаженным произношением звуков. Дефект обусловлен патологиями носовой полости или речевого аппарата.
  • Логоневроз или заикание. Возникает как из-за сильного психоэмоционального потрясения, так и вследствие врожденных аномалий речевого аппарата. В основе его развития – невротическое расстройство.
  • Измененный темп речи. Нормой является произнесение 10-15 слов в минуту. Замедление темпа – это брадилалия, ускорение – тахилалия.
  • Дислалия. Это дефект произношения звуков, невнятная или нечеткая речь. Причиной может стать укороченная уздечка языка, дефекты строения челюсти или неба.

Причины нарушения речи

Причины нарушения речи у взрослых – это неврологические патологии. Речевые дефекты возможны при инсульте, энцефалопатии, черепно-мозговой травме, онкологических заболеваниях головного мозга.

Основные причины речевых нарушений у детей – это перинатальные патологии ЦНС. Асфиксия во время родов, роды на сроке до 37 недели, тяжелые токсикозы и хронические болезни матери могут привести к органическому поражению головного мозга плода.

Задержка речевого развития у детей также может быть связана со следующими факторами:

  • инфекционные заболевания ЦНС в раннем возрасте;
  • аномалии строения речевого аппарата;
  • проблемы со слухом;
  • педагогическая запущенность, дефицит общения с ребенком;
  • психологическая травма;
  • общение в семье на нескольких языках;
  • генетическая предрасположенность.

Классификация нарушений речи

В логопедии существует 2 классификации дефектов речи:

  • клинико-педагогическая – акцент делается на причинах нарушений речи;
  • психолого-педагогическая – внимание уделяется симптомам и методам коррекции.

Клинико-педагогическая классификация

Согласно данной классификации существуют нарушения письменной речи, подразделяющиеся на расстройства чтения и письма, а также нарушения устной речи.

Виды речевых нарушений:

  • Алалия (дисфазия). Представляет собой отсутствие или недоразвитие речи из-за органического поражения коры головного мозга. Существует несколько разновидностей патологии. Моторная дисфазия проявляется нарушением воспроизведения звуков, трудностями в подборе слов в речи. Сенсорная характеризуется проблемами в понимании услышанных слов. Человеческая речь для ребенка является шумом.
  • Дисфония (афония). Возникает вследствие патологических изменений речевого аппарата. При дисфонии нарушается качество голоса – его сила, высота, тембр. Ее примером может стать гнусавость, осиплость, охриплость. При афонии голос отсутствует либо же сохраняется только шепот.
  • Дизартрия. Развивается из-за органических патологий ЦНС. Характеризуется проблемами в произношении слов и практически всех звуков. Речь становится невнятной, нечленораздельной.
  • Ринолалия. Характеризуется нарушением тембра голоса и звукопроизношения из-за дефектов строения речевого аппарата. Существует несколько разновидностей патологии: открытая ринолалия – между ротовой и носовой полостью есть открытое пространство, закрытая – на пути воздушного потока в носу есть препятствие, смешанная – имеет признаки открытой и закрытой форм. Методика коррекционной работы при ринолалии может включать хирургическое устранение анатомических дефектов.
  • Заикание. Представляет собой нарушение коммуникативной функции речи.
  • Дислалия или косноязычие. Это нарушение звукопроизношения при сохранении слуха и иннервации речевого аппарата. Проявляется изменением тембра голоса, искаженным произношением всех звуков.
  • Брадилалия. Это темповая задержка речевого развития, которая имеет неврологическую этиологию. Особенность патологии – замедленная, нечеткая, отрывчатая или скандированная речь, трудности с воспроизведением прочитанного текста.
  • Дисграфия. Это нарушение письма, не связанное с плохим зрением, слухом или интеллектуальным развитием. Проявляется систематическими ошибками при написании текста. При аграфии человек полностью утрачивает навык письма.
  • Дислексия. Нарушение процесса чтения, спровоцированное поражением ЦНС. Ребенок не правильно называет буквы, может менять порядок слогов в словах.
  • Тахилалия. Характеризуется чрезмерно быстрым темпом, сопровождающимся повторением или пропуском слов. Фонетическая, лексическая и грамматические стороны речи не нарушаются.
  • Афазия. Тяжелое нарушение речи, обусловленное поражением головного мозга. Речевая функция утрачивается частично или в полном объеме. Зачастую патология встречается у взрослых.

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений

Это упрощенная классификация, в которой только 4 группы нарушений речи:

  • Общее недоразвитие речи (ОНР). Включает различные речевые расстройства: скудный словарный запас, позднее развитие речи, дефекты в произношении, относящиеся к смысловой и звуковой части.
  • Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР). Фонематическое нарушение речи – это речевое нарушение, обусловленное дефектами восприятия и произношения звуков. Примером может стать искажение произношения определенных звуков, их замена более простыми, проблемы с распознаванием фонем на слух.
  • Заикание. Характеризуется повторением или удлинением звуков, слов, слогов.
  • Коммуникативные дефекты. Это сочетание заикания с ОНР или ФФНР.

Диагностика речевых нарушений

Чтобы понять, что стало причиной нарушения речи, требуется комплексная диагностика при участии логопеда-дефектолога, сурдолога, невролога, отоларинголога, психолога.

Неврологическое обследование включает:

Психолог определит, есть ли социальные причины недоразвития речи, сурдолог проверит ребенка на проблемы со слухом, ЛОР – на отит, аденоидит, тугоухость и другие патологии.

Последним пациента осматривает логопед. Развитие речи у детей оценивается при помощи различных шкал и методик. Для обозначения тяжести нарушения используется следующая градация:

  • 0-4% – нет проблем;
  • 5-24% – нарушения легкой степени;
  • 25-49% – умеренные нарушения;
  • 50-95% – тяжелые ограничения;
  • 96-100% – абсолютные ограничения.

Логопед ставит окончательный диагноз, учитывая заключения всех специалистов, и разрабатывает коррекционную программу.

Исправление дефектов речи

Лечение всегда подбирается индивидуально с учетом тяжести и особенностей расстройства речи. Реабилитацией и восстановлением речи пациентов после перенесенных неврологических заболеваний занимается нейрореабилитолог под наблюдением невролога. Пациенту назначают физиотерапевтические процедуры, медикаментозное лечение, занятия с логопедом.

Исправлением врожденных дефектов нужно заниматься как можно в более раннем возрасте. Лечение задержки речевого развития у детей включает следующие методы:

  • Медикаментозная коррекция. Эффективные препараты при задержке речевого развития – это Когитум, Пантогам, Энцефабол. Они улучшают работу ЦНС.
  • Массаж, в том числе логопедический.
  • Занятия с логопедом.
  • Упражнения, развивающие мелкую моторику, память, внимание.
  • Физиотерапевтические процедуры – магнитотерапия, электрорефлексотерапия.

Во время лечения крайне важно создать благоприятную обстановку.

Профилактика речевых нарушений

Речь ребенка нужно тренировать с самого рождения. Это основа профилактики ЗРР. Необходимо постоянно разговаривать с крохой, стимулировать детский лепет, а, ближе к году и речь, например, годовалый малыш должен просить родителей что-то сделать не взглядом или жестом, а словами.

При первых признаках задержки речевого развития нужно обращаться к специалистам.

Список источников

  • Заваденко Н. Н., Козлова Е. В. Дисфазия развития у детей: перспективы нейротрофической терапии. Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. Спецвыпуски. 2013;113(5 2):43 47.
  • Полушкина Н. Н. Диагностический справочник логопеда / Н. Н. Полушкина. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – 607.
  • Белоусова М. В., Уткузова М. А., Гамирова Р. Г., Прусаков В. Ф. Перинатальные факторы в генезе речевых нарушений у детей. Практическая медицина 2013; 1 (66): 117–121.
  • Делягин В. М. Задержка речевого развития у детей. Русский медицинский журнал 2013; 24: 1174.
  • Заваденко Н. Н., Суворинова Н. Ю. Задержки развития речи у детей: причины, диагностика и лечение. Русский медицинский журнал 2016; 6: 362–366.
  • Скоромец А., Семичева И., Фомина Т. Неврологическое сопровождение и медикаментозная коррекция у детей с нарушениями речи. Врач 2011; 1: 40–44.
  • Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.
Автор-составитель: Оксана Белокур - врач, медицинский журналист Специальность: Педиатрия подробнее

Образование: В 2012 г. окончила Медицинский институт Сумского государственного университета. Получила высшее образование по специальности «Педиатрия» и квалификацию врача.

Опыт работы: В 2012-2013 гг. работала в Сумской областной детской больнице. В 2013-2015 гг. работала участковым педиатром в Детской поликлинике №2.

Комментарии

Оцените статью: