Развитие речи у детей

Первые осмысленные слова от малыша можно услышать после года, а вот к 2-3 годам появляются первые предложения. Таковы этапы развития речи детей в норме, однако каждый ребенок уникален и отклонения не всегда свидетельствуют о серьезных проблемах. Родителям следует проконсультироваться со специалистом, чтобы понимать, все ли хорошо и, если необходимо, вовремя предпринять меры. При задержке речевого развития требуется профессиональная помощь.

Этапы развития речи у детей

Формирование речевых навыков следует отслеживать с раннего возраста, поскольку отставание негативно сказывается не только на возможности коммуникации малыша с окружающими и обучаемости, а также на психологическом состоянии.

Развитие речи у детей начинается задолго до появления первых слов, состоит из нескольких этапов:

  • 0-3 месяца. Новорожденные общаются посредством крика и гуления, которые являются подготовкой речевого аппарата. Они произносят гласные звуки неосознанно.
  • 6-9 месяцев. Гуление постепенно сменяется лепетом. Кроха повторяет одинаковые слоги, например, «ма-ма-ма», «ба-ба-ба». Произношение пока еще остается неосознанным, происходит подготовка к повторению речи взрослого.
  • 9-11 месяцев. Появляется подражание речи взрослого. Дети начинают воспринимать слова родителей и реагировать на них. В этом возрасте формируется запас звукоподражательных слов, например, «ав-ав» – собака, «ту-ту» — поезд.
  • 1-2 года. Малыши могут осознанно произнести слово «мама», «папа». В 18 месяцев ребенок формирует простые словосочетания. Его речь начинает быстро развиваться, постепенно словарный запас расширяется и к возрасту 2 лет составляет до 300 слов. Нормально, если ребенок периодически повторяет за родителями заданные вопросы. К логопеду следует записаться, если к двум годам отсутствует связная речь или вовсе словесное общение, кроха пользуется исключительно жестами и мимикой.
  • 2-3 года. Словарный запас увеличивается до 1,5 тыс. слов. Появляются первые длинные предложения, а также предлоги и союзы в лексиконе. Становится легче понять, о чем говорит ребенок, так как улучшается произношение, хотя оно остается несовершенным. К логопеду следует обратиться, если кроха говорит о себе в третьем лице, не пытается запомнить новые слова и словосочетания, не пользуется глаголами, не составляет предложения.
  • 3-4 года. В общении ребенок использует более разнообразные фразы, может формировать предложения из 5-6 слов. Он запоминает и повторяет за взрослыми стихи, песни, воспринимает задания, состоящие из нескольких действий. Количество употребляемых слов возрастает до 2 тыс.
  • 4-5 лет. В этом возрасте налаживается произношение. Возможны трудности с шипящими и звуками «р»/«л». Ребенок использует все более сложные предложения (до 8 слов), что благотворно сказывается на его умственном развитии. Он учится мыслить логически, стремится к самостоятельности и познанию нового, поэтому часто обращается к взрослым с вопросами.
  • 5-7 лет. Ребенок правильно произносит все звуки, не переставляет слоги, грамотно встраивает предложения, использует все части речи. Словарный запас достигает 3,5 тыс. слов. К концу дошкольного возраста малыш осваивает базовые навыки чтения, у него развита память, логическое мышление и другие когнитивные функции. Недостаточный словарный запас, медленное произношение, неумение пересказать или запомнить информацию – повод обратиться к специалисту. К школьному периоду основные речевые навыки должны быть сформированы!

Правильное развитие речи – это основа формирования гармоничной личности, фундамент для дальнейшего успешного освоения навыков чтения, письма и восприятия материала на слух. С учетом возрастных норм специалистами создан логопедический проект, позволяющий скорректировать речевые дефекты.

Задержка развития речи

Данный диагноз ставят, когда речь ребенка отстает от возрастных норм. Примером может стать 2-летний малыш, который не произносит ни одного слова, хотя не имеет дефектов речевого аппарата или проблем со слухом.

Задержка речевого развития (ЗРР) отличается от общего недоразвития речи (ОНР) и задержки психоречевого развития (ЗПРР). Она может проявляться ограниченным словарным запасом, сложностями в восприятии речи и формировании предложений.

Симптомы, при которых требуется консультация логопеда:

  • до года отсутствует лепет;
  • годовалый малыш не реагирует на обращение к нему;
  • в 1,5 года ребенок не повторяет слова за взрослыми;
  • в 2 года кроха не может назвать предмет, который ему показывают, вовсе не произносит слова, а только слоги, вместо речи используют жесты и мимику;
  • в 2,5-3 года не составляет словосочетания, речь примитивная.

Выделяют 3 степени ЗРР. Легкая задержка проявляется небольшим словарным запасом и ошибками в произношении звуков, в связи с чем речь становится менее понятной и примитивной. Умеренная степень сопровождается трудностями в понимании и произношении слов. Детям становится проблематично выражать свои мысли и формировать предложения. Тяжелая задержка затрудняет общение, поскольку речь непонятная. Ребенок испытывает трудности с формированием слов и пониманием языка.

Поскольку ЗРР тормозит общее психическое развитие, то к возрасту 4-5 лет часто ставится диагноз ЗПРР.

Как показывает практика, наибольшего успеха в лечении удается достичь при задержке речи у ребенка 4 лет и младшего возраста. Чем раньше обратиться к логопеду, тем быстрее малыш начнет правильно разговаривать. Важное значение в достижении положительного результата имеет поддержка со стороны близких и их старания.

У детей с ОНР наблюдаются более серьезные проблемы, чем у малышей с ЗРР. Нарушается формирование языковых средств – произношение звуков, использование слов, построение предложений. Как правило, только к 3 годам ребенок пытается говорить, а иногда и к 5 годам не может освоить речь.

Развитие ОНР сопровождается ухудшением памяти и мыслительных процессов, нарушением мелкой моторики рук и замедлением движений. Иногда данные симптомы заставляют родителей «бить тревогу», а не то, что 4-летний ребенок разговаривает, как 2-летний.

Диагностика нарушения развития речи у ребенка

Для постановки верного диагноза, помимо логопеда, может потребоваться консультация отоларинголога, невролога, психолога и даже психиатра. Диагностика требует комплексного подхода. Сначала логопед получает исчерпывающую информацию от родителей. Затем, общаясь с ребенком, оценивает работу артикуляционного аппарата, словарный запас, грамматические навыки, понимание языка.

После анализа собранных данных специалист дает заключение. Если потребуется оценка психофизического развития, назначает консультацию психолога, который тестирует когнитивные навыки, моторику и способность к обучению. Составляется карта развития дошкольника с задержкой психического развития. Она содержит результаты психолого-педагогического обследования, по которым можно определить особенности индивидуального развития ребенка.

Лечение ЗРР

Для устранения речевых нарушений к коррекционной работе привлекаются не только специалисты, но и родители. Многие приемы могут применяться в домашних условиях. По необходимости занятия с логопедом дополняются лекарственными препаратами и медицинскими процедурами.

Медикаментозная терапия

Препараты требуются, если задержка развития речи вызвана неврологическими проблемами. Ребенку назначают ноотропы – лекарства, которые улучшают кровообращение и работу головного мозга, положительно влияют на процессы обучения и память. Чаще всего это уколы Кортексин, а также таблетки Энцефабол, Ноотропил. О препаратах хорошие отзывы, несмотря на их высокую стоимость. Они стимулируют речь, улучшают память и концентрацию внимания.

При психологических проблемах ребенку назначают препараты, которые уменьшают уровень тревожности, способствуют восстановлению нервной системы.

Медицинские процедуры

Транскраниальная микрополяризация

Это востребованный и эффективный метод лечения задержки речи. Его суть заключается в активизации зон мозга, ответственных за речь, мышление, внимание, слух, зрение и движение. Через электроды, размещенные на голове, с помощью микротоков производится точечное воздействие на проблемные зоны ЦНС. Сеанс длится до 20 мин. Продолжительность курса определяется врачом в каждом случае индивидуально.

Сила тока при микрополяризации в 10 раз меньше, чем при электрофорезе, поэтому ребенок не ощущает дискомфорта.

Перед процедурой может потребоваться ЭЭГ или МРТ, обязательно назначают консультацию невролога или психиатра.

Микротоковая рефлексотерапия

Принцип микротоковой рефлексотерапии и микрополяризации схожий, используются микротоки. Отличие в том, что в первом случае воздействие происходит на биологические точки по всему организму.

Процедура показана детям для улучшения речи с диагнозами ЗРР, ЗПРР, ОПР, а также судорожными состояниями. Курс в среднем состоит из 15 сеансов. После лечения можно увидеть следующий результат:

  • улучшается понимание обращенной речи;
  • предложения становятся более сложными;
  • пополняется словарный запас;
  • формируется связная речь;
  • улучшается дикция.

За счет активизации функциональных зон головного мозга повышается успеваемость и двигательная активность.

Магнитотерапия и лекарственный электрофорез

Применяются в комплексе, позволяют улучшить нервную проводимость, обменные процессы и кровообращение, за счет чего сокращаются сроки постановки звуков и формирования правильной речи. В среднем курс состоит из 10-12 сеансов.

Лечебный массаж

Для развития речи применяют не только логопедический массаж, но также массаж рук и шейно-воротниковой зоны. С его помощью удается повысить результативность занятий с логопедом и нейропсихологом. Курс состоит из 6 сеансов, которые проводятся 3 раза в неделю.

Методики развития речи детей дошкольного возраста

Конкретный метод коррекции речевых дефектов и формирования связной речи зависит от результатов диагностики и возраста ребенка. Занятия с логопедом направлены на:

  • улучшение артикуляции;
  • тренировку связности разговора;
  • формирование диалогической речи (ведение диалога);
  • пополнение активного и пассивного словарного запаса;
  • лучшее понимание речи;
  • улучшение памяти и внимания;
  • тренировку моторики рук, от которой зависит качество речи.

Все методы речевого развития условно подразделяются на продуктивные (составление сочинений, рассказа о чем-либо, творческий пересказ) и репродуктивные (инсценировка, пересказ, заучивание).

В работе специалисты используют логопедическое оборудование, карточки, видео, игрушки, специальные упражнения. Занятия проводят в игровой форме, применяют развивающие игры (например, можно использовать онлайн-портал Мерсибо), методы формирования связной речи через театрализованную деятельность.

Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников

Сказкотерапия – это не только результативный, но и увлекательный для детей способ, позволяющий развить речь. Логопедические сказки помогают:

  • обогатить словарный запас;
  • развить воображение;
  • научиться мыслить абстрактно;
  • развить фонематический слух и чувство ритма;
  • улучшить память;
  • тренировать интонацию и выразительность речи.

Простые слова и частые повторения в сказках легко пересказывать и учить на память. Можно придумать речевые игры, где используются карточки со сказочными персонажами.

У детей 4-5 лет формируется воображение, поэтому им предлагается сочинять собственные сказки, например, создать новые обстоятельства, придумать другую концовку и т. д.

Чтение стихотворений

Используют легкие для запоминания стихи и потешки. Через художественную литературу, построенную в виде разговора, дети осваивают не только диалоговую речь, но и правила очередности, вопросительную, побудительную и другие виды интонации. Развивается словарный запас, грамматика и произношение.

Логопедические упражнения

К ним относится артикуляционная гимнастика, упражнения для пополнения словарного запаса, развития речевого дыхания, мелкой моторики рук, слухового восприятия и фонематического слуха.

Дыхательные речевые упражнения

Примеры:

  • Собачка. Высунуть язык и показать, как дышит собака, когда ему жарко.
  • Самолет. Сделать бумажный самолет и повесить на веревочку. Затем дуть на него так, чтобы он улетел как можно выше.
  • Насос. Руки развести в стороны. Набрать воздух полной грудью и изобразить насос для накачивания шин. Руки необходимо скрещивать на груди на полном выдохе и разводить – на набранном воздухе.
  • Еж. Исходное положение на вдохе — руки на поясе, согнуты в локтях. На выдохе делать «пых-пых», локти вперед.
Упражнения на развитие слухового восприятия

Примеры:

  • Хлопок. Хлопать в ладоши, когда услышишь загаданный звук.
  • Верно-неверно. Показать предмет и назвать его. Повторить название правильно, а затем неправильно, с искажением звуков. Ребенок должен выбрать верный вариант.
  • Потерянный звук. Произнести предложение, где в одном из слов вначале потерялся звук. Ребенок должен его отыскать.
Игры для развития мелкой моторики

Примеры:

  • сортировать сыпучие крупы, бусины, камушки, пуговицы;
  • катать ладонью или пальцами по ровной поверхности маленькие шарики;
  • раскатать тесто и дать ребенку украсить его изюмом;
  • рвать на мелкие кусочки бумагу.

В домашних условия можно придумать различные игры, сделать своими руками пособия для детей. В их изготовлении подойдут картинки из старых журналов, книг со сказками и настольных игр.

Упражнения для развития речевого аппарата

Примеры:

  • губы вытянуть вперед, зубы сомкнуть;
  • язык двигать вверх и вниз поочередно, задерживаться в каждой позиции на несколько секунд;
  • улыбнуться, открыть рот и загнуть край языка в форме лодочки;
  • удерживать язык за нижними зубами.

Каждое упражнение повторять до 10 раз.

Музыкальные игры

Музыка способствует всестороннему развитию ребенка, помогает сформировать навыки слушания, освоения языка и чтения. Для лучшего овладения речью подойдут:

  • песни-звукоподражания, например, «гуси-гуси»;
  • танцы с короткими словами, например, «топ-топ»;
  • песни под ритм притопов и хлопков;
  • игры с дублированием звуков словами, например, колокольчик – «динь-динь».

Скороговорки для развития речи для детей

Русские скороговорки способствуют развитию дикции, ставят речевое дыхание, развивают фонетическую и артикуляционную память. Для детей до 5 лет подойдут самые простые, например:

  • «Все бобры добры для своих бобрят».
  • «У ежа ежата, у ужа ужата».
  • «У Кондрата куртка коротковата».
  • «Идет с козой косой козел».
  • «Наш Полкан попал в капкан».
  • «У перепела и перепелки пять перепелят».

Для детей старше 5-6 лет можно выбирать скороговорки посложнее.

Мнемотехника

Использование мнемотехники помогает развить монологическую речь. Она представляет собой комплекс игр и занятий для эффективного запоминания, сохранения и воспроизведения информации, а в конечном итоге и развития речи.

Ребенку предлагают запоминать картинки, повторять звуки, слова или фразы. Также применяют истории и рассказы, содержащие конструкции для изучения.

Комплекс методов для развития речи у детей 2-3 лет

В 2 года ребенок активно использует речь для коммуникации. С помощью слов он может выражать свои эмоции и желания, общаться со сверстниками и родителями.

Если с рождения и до 2 лет с ребенком заниматься, то у него не будет задержки речи, которая в данном возрасте проявляется так:

  • малыш меняет местами слоги и пропускает звуки в словах;
  • не может повторить несложные предложения за взрослыми;
  • имеет небольшой словарный запас;
  • не может сформулировать, чего он хочет;
  • имеет проблемы с мелкой моторикой.

У детей 2-3 лет речевые проблемы легче корректировать. Совершенствовать речь можно с помощью игровых карточек, где изображены овощи, фрукты, транспорт, животные. Подойдет игра «Назови предмет» или «Продолжи часть слова». Полезно читать стихи, а также работать над воображением, например, поговорить на тему, зачем нужна ложка.

Для развития мелкой моторики подойдет массаж, игры с пазлами и кубиками, матрешка, разрисовки, где нужно обвести по контуру предмет, кукольный театр. Можно делать артикуляционную гимнастику, имитировать звуки животных.

Чтобы быстрее услышать от ребенка связную речь, следует больше с ним разговаривать и отказаться понимать жесты.

Развитие речи у детей 3-4 лет

У детей 3-4 лет должен быть внушительный словарный запас, до 2 тыс. Важно работать над этим, а еще развивать монологическую и диалогическую речь.

Как можно больше нужно общаться на интересные и понятные для ребенка темы, знакомить кроху с разными явлениями и их характеристиками, рассматривать картинки в книгах, читать сказки и стихи, разгадывать загадки. Интерес вызовут игры «Интервью», где малыш может побыть в роли журналиста, или «Опиши предмет», где родителям необходимо по описанию угадать, о чем идет речь.

Нельзя забывать и о развитии мелкой моторики – учить завязывать шнурки и застегивать пуговицы.

Литература, которую можно почитать для развития речи у детей

  • Уроки логопеда: игры для развития речи. Косинова Е. М. Эксмо.
  • Косинова Е. Логопедические игры и упражнения для формирования правильной речи, 2019 г.
  • Бородич А. М. Методика развития речи детей: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. Педагогика и психология». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – С. 56-57.
  • Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – С. 235-242.
  • Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. — Ярославль: ООО. «Академия развития», 1996.
  • Карта развития дошкольника с задержкой психического развития / Авт.-сост.: С. Ю. Кондратьева, И. Н. Лебедева. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2022. — 48 с.
  • Коробейников И. А. Современные задачи и проблемы дифференциальной диагностики нарушений психического развития в детском возрасте // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2016. № 3. С. 6.
  • Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. — М.: Сфера, 2008. — 64 с.
  • Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов. Под ред. В. И. Селиверстова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1981. – 192 с.
  • Сорокина, Н. В. Сказкотерапия как средство формирования речи дошкольников / Н. В. Сорокина, Л. Е. Карачарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 343-346.
  • Школа развития речи: Курс «Речь»: Рабочая тетрадь. 1 часть. 2 класс, рабочая программа. – М.: Росткнига, 2013. – 42 с.
Автор-составитель: Оксана Белокур - врач, медицинский журналист Специальность: Педиатрия подробнее

Образование: В 2012 г. окончила Медицинский институт Сумского государственного университета. Получила высшее образование по специальности «Педиатрия» и квалификацию врача.

Опыт работы: В 2012-2013 гг. работала в Сумской областной детской больнице. В 2013-2015 гг. работала участковым педиатром в Детской поликлинике №2.

Комментарии

Оцените статью: