Развитие детей первого года жизни
Развитие малыша до года является важнейшим этапом в его жизни. В это время и мама, и все близкие должны обязательно быть максимально внимательны к ребенку. Ведь в этот период важно уследить не только за тем, чтобы не пропустить отклонений в его здоровье, но и создать все условия для правильного развитии психики малыша.
Что нужно знать маме?
Очень важным моментом является проведение тщательного обследования ребенка всеми специалистами, о которых маме расскажет участковый педиатр. В таком обследовании должны быть заинтересованы, прежде всего, родители. Ведь не всегда удается определить наличие ряда нарушений в функционировании нервной системы ребенка сразу после его рождения ввиду наличия процессов торможения в неонатальном периоде. Только определяя дальнейшее физическое развитие ребенка до года, можно определить наличие таких нарушений. Если определить патологии сразу, их можно вылечить в раннем возрасте, и в дальнейшем развитие ребенка, 1 год которому исполнится совсем скоро, будет протекать без нарушений. В то же время игнорирование таких проблем может привести к тому, что в процессе взросления состояние малыша может серьезно усугубиться. Поэтому на физическое развитие детей до года необходимо обращать пристальное внимание.
В идеале ребенку до года профилактические осмотры необходимы каждый месяц. Но даже в том случае, если мама редко показывает ребенка врачам, ей нужно следить за его здоровьем и четко отмечать любые нарушения.
Развитие ребенка по месяцам
Чтобы определить, нет ли отклонений от нормы, важно четко знать, как происходит развитие ребенка до года по месяцам. Итак, в конце первого месяца жизни младенец может поворачивать головку на звук, оглядываться, постепенно он начинает улыбаться.
Второй месяц жизни — время, когда ребенок начинает активно двигаться: он сосет кулак, учится держать игрушку в руке, поднимет и опускает руки. К тому же он постепенно начинает учиться держать головку и более активно улыбается.
Физиологическое развитие ребенка на третьем месяце происходит интенсивно. Ребенок в этом возрасте уже учиться переворачиваться на бок со спины, а также обратно. Лежа на животе, малыш поднимает голову. Также он хорошо удерживает игрушку в руке.
Психомоторное развитие ребенка до года активно продолжается и на четвертом месяце жизни. Сейчас он уже более свободно переворачивается, хватает в руки все, что ему попадается. Именно в этот период ребенок постепенно учится отличать близких ему людей от чужих. На пятом месяце малыш становится еще подвижнее и постоянно тянет в рот все игрушки. Помесячное развитие активизируется на шестом месяце, когда многие дети уже пытаются сесть или постепенно начинают ползать. Именно сейчас ребенок становится более «разговорчивым» — он уже издает боле четкие звуки и выговаривает отдельные слоги.
В семь месяцев малыш постепенно начинает учиться садиться из лежачего положения, а иногда пытается встать, придерживаясь за бортики кроватки. А вот попытки ходить учащаются ближе к тому времени, когда малышу исполнится 1 год. Игрушки в этом возрасте детки уже внимательно рассматривают, подолгу держат в руках. В этом возрасте малыш активно реагирует на близких людей. На восьмом месяце ребенок активно жестикулирует: он может хлопать в ладошки, махать ручкой.
9 месяцев — период, когда малыш может начинать пробовать ходить, так как ползает он уже очень активно и бойко. В его «языке» появляются интонации, похожие на те, которые он слышит от взрослых. Три последних месяца первого года жизни — период, когда малыш с большой охотой исследует мир, который его окружает. Именно сейчас малыш делает самые первые неуверенные шаги, выдает новые звуки.
Умственное развитие ребенка
Несмотря на то, что календарь развития ребенка до года подробно описывает то, что должен уметь малыш на определенном месяце жизни, родители должны понимать, что определенные отклонения от такого «графика» вполне допускаются. К примеру, многие детки начинают пробовать ходить уже после того, как им исполняется 1 год. Ну а услышать первые слова и фразы ребенка родители могут даже не после года, а ближе к двум годам. Но при этом важно понимать, что определенных результатов в развитии ребенка можно достичь с помощью массажа, зарядки, простых, но очень важных для малыша развивающих игр.
Если мама и папа замечают, что годовалый ребенок развивается с сильным запозданием, и присутствуют некоторые отклонения от нормы, то воспитание ребенка до года должно быть направлено на активное развитие.
На первом году жизни умственное развитие ребенка определяется несколькими сферами. Это развитие его восприятия, моторики, речи, эмоций и тонких движений руками. Очень важным моментом является также физическое развитие, так как любые отклонения от нормы могут серьезно отразиться на общем состоянии ребенка.
На протяжении первых двенадцати месяцев жизни ребенок вырастает примерно в полтора раза, а по весу он увеличивается в два раза. Чтобы обеспечить свободные движения, месячного ребенка не стоит пеленать, так как тугое пеленание может замедлить как двигательное, так и психическое развитие. Рукава в распашонках зашивать также не стоит, так как малыш должен активно шевелить пальчиками и брать в руки игрушки.
Определить, что восприятие малыша развивается нормально, можно по тому, что он научился фиксировать свой взгляд на определенном предмете, поворачивать голову туда, откуда доносятся звуки. На третьем месяце малыш должен уметь следить за предметом, который движется. После четвертого месяца ребенку требуются новые впечатления, так как большинство медиков склоняются к тому, что в однообразной среде малыш развивается более медленно. Стоит ежедневно ходить на продолжительные прогулки, показывать ребенку новые предметы.
Эмоциональное развитие малыша первого года жизни также происходит в быстром темпе. Если первой его эмоцией был только крик, движения без координации и покраснение, то после первого месяца жизни младенец учится улыбаться, а также реагировать на маму и других близких. Если наклониться над ребенком, он проявляет так называемый «комплекс оживления» — сосредоточение на лице, движения руками и ногами, звуки. После шести месяцев малыш более активно интересуется всем, что его окружает, и ярко реагирует на происходящее вокруг него.
Постепенно малыш начинает понимать те слова, которые говорят ему взрослые. Но изначально он различает те голоса, которые ему знакомы, учится понимать эмоциональное насыщение обращенной к нему речи. Изначально малыш двигает ртом, гулит, имитирует звуки, вокализирует. Если следить за речевым развитием малыша и помогать ему, то очень скоро произносимые звуки станут более разнообразными. Ближе к годовалому возрасту ребенка некоторые мамы начинают беспокоиться, что развитие речи малыша отстает от нормы. Педиатры советуют как можно больше общаться с малышом, рассказывая ему, что вы делаете, что происходит вокруг него. Такое общение помогает ребенку запомнить слова и быстрее научиться их произносить. К году малыш должен узнавать некоторые простые слова и выполнять те простенькие просьбы, которые взрослый подкрепляет еще и «говорящим» жестом.
Детские психологи советуют начинать говорить с ребенком еще тогда, когда он находится в утробе. С новорожденным говорить нужно практически постоянно, но при этом важно делать это правильно, произнося слова четко. С самыми маленькими нужно разговаривать с ярко выраженными эмоциями. А, разговаривая с детьми, которым уже исполнилось шесть месяцев, желательно использовать полные простые предложения и четко артикулировать, глядя прямо на малыша. Пока ребенок не ассоциирует себя с понятием «я» стоит называть его в третьем лице, используя имя. Мама должна постоянно обращать внимания малыша на то, что он видит вокруг. Особенно важно делать это во время прогулки, когда у ребенка появляются новые впечатления. Стоит рассказывать ему о том, что происходит вокруг, описывать то, что он видит.
Также полезно для речевого развития рассказывать или читать ребенку стихи, прибаутки. А ближе к году малыш может познакомиться и со своими первыми книжками, в которых будут яркие и большие иллюстрации. Правда, нужно будет следить за тем, чтобы книжка не оказалась через некоторое время порванной. Специалисты советуют давать малышу старые журналы, чтобы он мог выразить свое желание разорвать бумагу. Тогда книжки останутся целыми.
Психологи настоятельно рекомендуют мамам и папам целовать, обнимать малыша, улыбаться ему и не бояться того, что такой ласки может быть слишком много. Ведь раннее развитие детей, окруженных любовью и вниманием с первого дня, происходит намного интенсивнее.
Впрочем, раннее развитие детей до года предусматривает и приучение ребенка к дисциплине. В этот период непослушного или плачущего малыша нужно переключать, отвлекая от происходящего на иное занятие. Постепенно детей раннего возраста следует приучать и к значению слова «нельзя». Мама должна действовать последовательно и при этом быть твердой. Однако не нужно стараться запрещать малышу слишком много вещей, стоит определить для себя несколько главных моментов и постараться донести их ребенку. Но при этом следует учесть, что особенности развития малыша первого года таковы, что наказывать его совершенно бессмысленно.
Сенсорное развитие
Сенсорное развитие — еще один важный момент в познавательном развитии ребенка. Тонкая моторика рук определяется умением малыша хватать предметы и держать их в руках. Хватание является самым первым целенаправленным действием, определяющим его предметное мышление. Ближе к годовалому возрасту ребенок уже умеет подражать взрослому, играя предметами. Его движения более осознаны, и это свидетельствует о проявлениях практического мышления. Раннее развитие до года может включать массаж пальцев и кистей рук, который советуют практиковать примерно с трехмесячного возраста. Массаж ладошек и стоп мама может проводить самостоятельно. Сначала нужно легонько их погладить, потом поочередно загибать пальчики на руках, сжимать их в кулачок и разжимать. Всем известная игра в «сороку-ворону» — прекрасное упражнение для развития мелкой моторики. Чуть позже, по мере роста, ребенок и сам будет с удовольствием рассказывать прибаутку о сороке-вороне, делая самостоятельно упражнения для пальчиков. Существует много стишков, под которые нужно демонстрировать действия, которые являются отличной гимнастикой для пальчиков, рук, ног. Необходимо подобрать несколько таких стихов и регулярно читать их малышу, показывая, что нужно делать. Кроме того, с малышом можно вместе сочинять сказки о пальчиках и устраивать целый мини-театр. Большинство детей просто в восторге от подобных игр.
Методики развития моторики малыша 11-12 месяцев предусматривают игры с пирамидками, вкладышами, забавы, в которых участвуют пальчики ребенка, и др. С помощью таких упражнений можно проводить эффективные тренировки тонких движений пальцев. Кстати, именно с мелкой моторикой рук связано развитие речи ребенка.
Определить, насколько своевременно развивается ребенок, можно с помощью тестов, для проведения которых мама с малышом по желанию могут посетить любой центр раннего развития. Но все же в большинстве случаев оценить речевое развитие и другие параметры раннего развития малыша мама может, просто наблюдая за ребенком.
Очень важно осознавать, что все рекомендации по раннему развитию ребенка на самом деле легко воплощаются в жизнь. Все упражнения, массаж, игры гармонично вписываются в общие правила ухода за малышом. Если мама будет постоянно помнить о том, что первый год ее малыша является решающим во многих аспектах жизни, то его познавательное развитие пройдет активно и гармонично. Еще один решающий фактор — постоянная забота и ласка со стороны близких людей. Если ребенка любят, о нем заботятся, и он чувствует что мама и близкие люди всегда рядом, то развитие такого малыша, скорее всего, будет правильным и своевременным.
Последние комментарии
Владимир: Когда пить ? До или после приема пищи. Никто не указывает:все , все с одной бочки!
Алла: Феминал это замечательный препарат! Так как высокая концентрация женских фитоэстрогенов ...
Мария: Жалко, что Сегедрин исчез из льготного обеспечения. Приходится покупать его за деньги ...
Арина: Каждое лечение ребенка, будь от какой болезни, для меня целый квест. Сын всегда к приему ...