Реабилитация представляет собой комплекс психологических, медицинских, профессиональных и других мер, связанных с предупреждением или восстановлением автономности, здоровья и трудоспособности лиц с психическим и физическими нарушениями в результате перенесенных заболеваний и каких-либо травм. Аналогичные действия, связанные с восстановлением здоровья при врожденных заболеваниях называются абилитация.

Как правило, термин «реабилитация» используется при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, внутренних органов, последствиях тяжелых травм. Особое значение имеет реабилитация в детском возрасте, связанная с умственной отсталостью, дефектами зрения, речи, слуха и т.д.

На сегодняшний день в здравоохранении данный термин используется для обозначения исключительно медицинской задачи, в то время как другие научные школы могут использовать понятие реабилитации как совокупность различных задач.

Существует ряд патологических факторов,  приводящих к инвалидности больного, а значит ставят вопрос о необходимости проведения реабилитации или абилитации. К таким факторам относятся родовые черепно-мозговые травмы, внутриутробные поражения ЦНС, инфекционно-воспалительные заболевания (полиомиелиты, менингиты, арахноидиты, энцефалиты), травмы спинного и головного мозга, особенно тяжелые, дегенеративные заболевания нервно-мышечной и нервной системы, а также  сосудистые заболевания, сопровождающиеся нарушением кровообращения в мозгу.

На всех этапах реабилитации используется комплексное лечение, которое предусматривает восстановление  функций при помощи следующих методик:

  • медикаментозных средств
  • ортопедических процедур
  • физиотерапевтических процедур
  • массажа
  • лечебных процедуры и других методов.

Важную роль для детской реабилитации  играет интенсивная коррекционно-воспитательная работа в сочетании с логопедической помощью при необходимости. Необходима правильная и эффективная организация всего комплекса лечебных, социальных и педагогических процедур. Важно обеспечить работу таким образом, чтобы каждый этап был логическим продолжением предыдущего. Лечение при реабилитации должно быть длительным и своевременным.

Полную или частичную адаптацию инвалидов-детей и взрослых в обществе обеспечивается благодаря детальному неврологическому, логопедическому, психолого-педагогическому обследованию детей с поражениями нервной системы, а также кропотливой и настойчивой работе специалистов по реабилитации, направленной на нейромоторное перевоспитание и восстановление нарушенных функций.

Понятие реабилитации тесно связано с формулировкой таких понятий как «болезнь» и «здоровье». Необходимо определить точное понятие нездоровья, чтобы приступить к восстановлению здоровья. Разные взгляды на фундаментальные медицинские понятия приводят к противоречиям и возникновению терминов «комплексная реабилитация», «медицинская реабилитация», «восстановительная медицина», «восстановительное лечение».

Исходя из Федерального Закона реабилитация определяется следующим образом:

Реабилитация инвалидов – это процесс и система частичного и полного восстановления способностей инвалидов к профессиональной, общественной и бытовой деятельности.

Таким образом, данное понятие представляется системным процессом  в такой ветви медицины, как восстановительная медицина.

Автор-составитель: Евгений Янковский - врач, медицинский журналист Специальность: Хирургия, Травматология, Онкология, Маммология подробнее

Образование: Окончил Витебский государственный медицинский университет по специальности «Хирургия». В университете возглавлял Совет студенческого научного общества. Повышение квалификации в 2010 году ‑ по специальности «Онкология» и в 2011 году ‐ по специальности «Маммология, визуальные формы онкологии».

Опыт работы: Работа в общелечебной сети 3 года хирургом (Витебская больница скорой медицинской помощи, Лиозненская ЦРБ) и по совместительству районным онкологом и травматологом. Работа фарм представителем в течении года в компании «Рубикон».

Представил 3 рационализаторских предложения по теме «Оптимизация антибиотикотерапиии в зависимости от видового состава микрофлоры», 2 работы заняли призовые места в республиканском конкурсе-смотре студенческих научных работ (1 и 3 категории).

Комментарии

Оцените статью: